0
875
Газета Идеи и люди Интернет-версия

03.11.2005 00:00:00

Новая жизнь: процесс адаптации

Леонид Седов

Об авторе: Леонид Александрович Седов - ведущий сотрудник Аналитического центра Юрия Левады.

Тэги: опрос, адаптация, левадацентр


Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) подвел итоги исследования, имевшего целью выяснить, как оценивают россияне степень своей приспособленности к переменам последних десяти лет. Опрос был выполнен в сентябре по репрезентативной выборке (1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах 46 регионов РФ).

В последнее время много говорят о растущей популярности левых идей и настроений в стране. Между тем замеры общественного мнения по большей части не дают оснований для таких выводов. Наиболее показательны в этом смысле полученные в ходе нового исследования ответы на вопрос: «Вы и ваша семья приспособились к переменам, происшедшим в стране в течение последних 10 лет?»

Как видим из табл. 1, число людей, могущих заявить о себе, что они приспособились к послереформенной жизни или же рассчитывают приспособиться к ней в близком будущем, превышает две трети населения, в то время как людей, пребывающих в смысле своей адаптации в состоянии безнадежности, насчитывается примерно четверть. За последние месяцы наметилась тенденция некоторого уменьшения числа людей, считающих, что они уже приспособились или скоро приспособятся, но в целом подобное соотношение с небольшими колебаниями сохраняется с начала президентства Владимира Путина. (После дефолта, осенью–зимой 1998 г., эта структура была совершенно иной: около 28% приспособившихся, около 23% ожидающих скорой адаптации и 40% заявляющих, что никогда не смогут приспособиться.)

Интересно в этой связи взглянуть на то, как распределяются адаптированные, надеющиеся на скорую адаптацию и «отчаявшиеся» граждане по электоральным партийным группам (табл. 2).

Обращает на себя внимание тот факт, что ответ о скорой адаптации чаще дают абсентеисты и голосующие против всех. В составе этой группы отмечается большая (36%) доля рабочих, склонных к такого рода электоральному поведению. Но это означает также, что у рабочих существуют надежды на ближайшие перспективы.

Любопытно, что респонденты, затрудняющиеся определить степень своей приспособленности, крайне редко являются симпатизантами коммунистов.

 

Факторы, влияющие на адаптацию

 

Еще одна группа, в которой доля ожидающих адаптации повышена, – это респонденты в возрасте 25–39 лет. Вообще фактор возраста в этом вопросе весьма значим (табл. 3).

О том, что они никогда не смогут «переварить» перемены, заявляют 43% пенсионеров (неработающих) по возрасту.

Достаточно очевидно, что положение с выплатами оказывает сильное влияние на оценки людьми степени своей адаптированности (табл. 4). В группе «утративших надежду» когда-либо приспособиться к переменам на ухудшение или неизменность ситуации с выплатами указывают 76% ее состава, в группе адаптированных таких ответов 45%.

Заметим, что расчет на скорую адаптацию больше связан с неизменностью, стабильностью в ситуации с выплатами.

Данные за последние годы о выплатах (по стране в целом) представлены в табл. 5. Из них видно, что к осени оказался преодолен весенний спад в выплатах зарплат, пенсий и т.п. На ухудшение или неизменность ситуации с выплатами чаще указывают москвичи (72%) и те, кто не собирается участвовать в думских выборах (75%).

Ощущение приспособленности решающим образом зависит от потребительского статуса респондентов (табл. 6).

Не менее явно выражены показатели адаптированности и в их зависимости от социальной самоидентификации опрашиваемых (табл. 7). Людям, относящим себя к средней части среднего класса, наиболее свойственно считать себя приспособившимися.

 

Взгляды на будущее

 

На оценку людьми своей приспособленности к переменам влияют также политические факторы и идеологические установки. Во всяком случае, на вопрос: «Дела в нашей стране сегодня идут в правильном направлении или страна движется по неверному пути?» – положительно отвечают только 7% среди безнадежно неприспособленных и 52% среди адаптированных. Среди неадаптированных наиболее велика (49% при среднем показателе 30%) доля тех, кто отстаивает возвращение к госрегулированию экономики, считая это самым важным направлением в деятельности правительства. Кстати, за последние полгода число отстаивающих эту позицию выросло на 4 пункта, она наряду с ликвидацией задолженностей по зарплатам и пенсиям заняла третье-четвертое место в перечне наиболее важных направлений деятельности правительства – после роста промышленного производства (51%) и социальной ориентированности реформ (42%, за полгода рост числа упоминаний на 6 пунктов и самый рекордный показатель с осени 1998 г.). На 4 пункта увеличилось за полгода одобрение такой позиции, как государственная поддержка базовых отраслей экономики. Опять-таки вряд ли в этих сдвигах можно усматривать левый поворот, хотя налицо некоторое движение общественных настроений навстречу государственническим и иждивенческим чаяниям дезадаптированных.

Оценки населением общей направленности развития страны за последние месяцы заметно изменились, как бы вернувшись к состоянию двухгодичной давности. В июле 2003 г. 39% опрошенных полагали, что «дела в стране идут в правильном направлении», а 47% – что «страна движется по неверному пути». В январе 2004 г. уже 50% усматривали «правильное направление» и только 37% – «неправильный путь». Но в июле 2004 г. соотношение мнений составило 41:46, то есть оказалось примерно таким, как и годом раньше. В сентябре 2004 г. оно составило 37:51; в феврале 2005 г. – 31:58. Сентябрьские данные 2005 г. – 36% «в правильном направлении», 48% – «по неверному пути». По сравнению с предшествующим августом перемен нет. (Для сравнения: осенью–зимой 1998 г. лишь 8% отвечали, что дела идут в правильном направлении, и 77% считали, что события ведут в тупик.)

Можно отметить, что людей, считающих правильным направление, в котором движется страна, существенно меньше, чем лично адаптированных. К тому же вера в правильность пути не полностью сопрягается с верой в достижение благополучного финиша. На вопрос: «Если говорить в целом, чувствуете ли вы уверенность в завтрашнем дне своих детей, внуков (если у вас нет – то следующих поколений)?» были получены такие ответы: «да» – 6%, «скорее да» – 22%, «скорее нет» – 30%, «нет» – 29%.

Получается, что примерно пятая часть говорящих о том, что страна находится на верном пути, не убеждена в светлом будущем следующих поколений.

В то же время, когда вопрос поставлен в несколько ином ключе – «Чувствуете ли вы уверенность в завтрашнем дне России?», – результаты получаются ближе к результатам вопроса о правильности пути: «да» – 9%, «скорее да» – 25%, «скорее нет» – 35%, «нет» – 27%, затруднились с ответом 6%.

Среди приспособившихся верят в будущее России 64%. Наибольшей верой в российское будущее отличаются также уральцы (56%) и поклонники Бориса Грызлова (58%).

В более благоприятном завтрашнем дне своем и своей семьи уверены полностью 9%, скорее уверены 29%, скорее не уверены 30%, совсем не уверены 28%. Но даже и здесь лишь половина считающих себя приспособившимися уверена в том, что это благополучие продлится. Менее всего уверены в завтрашнем дне избиратели Зюганова (85% отвечающих «нет»).

 

Отношение к власти

 

Рассматривая вопрос о влиянии адаптированности на политические пристрастия и взгляды граждан, отметим, что среди приспособившихся деятельность Путина одобряют 79%, не одобряют 20%. В группе «отчаявшихся» это соотношение составляет 51:46. Средний же по стране показатель – 70:28 – повторяет августовский и все еще сильно уступает результату сентября 2002 г. (77:20). Не достигнут и тогдашний уровень доверия (54%), хотя в нынешнем сентябре он и вырос на 3 пункта по сравнению с августом и равен 44%. Наибольший сдвиг в сторону доверия обнаруживают «яблочники» (вероятно, это реакция на объявленные президентом социальные инициативы). При этом за то, чтобы Путин остался на третий срок, выступает почти треть неприспособившихся (в среднем по стране 45%, и это на 4 пункта больше, чем в августе; отрицательно к третьему сроку относятся 37%; в августе это соотношение составляло 41:43, то есть налицо некоторый сдвиг в пользу третьего срока), и 23% этой группы (не адаптированные, но за третий срок) собираются за Путина голосовать. Это довольно существенная (17%) часть его электората и группа избирателей, составляющая 6% численности населения. Для этих избирателей характерны отсутствие доверия к каким-либо другим политикам, кроме Путина, в том числе и особенно к Зюганову и его партии, и предпочтение партии власти на парламентских выборах. На президентских выборах они ожидают реальной борьбы между кандидатами и готовятся участвовать в этой борьбе на стороне нынешнего президента. Это люди, которых в меньшей мере, чем другие группы электората, волнует социальная направленность реформ. Всем ветвям власти, за исключением президентской, они выражают неодобрение и не уверены в том, что нынешнее правительство способно в ближайшем будущем улучшить положение в стране. Нынешней власти эти респонденты готовы прощать многое: скажем, объяснять рост терроризма в России не промахами властей и не непрофессионализмом спецслужб, а происками враждебных сил из-за рубежа. Впрочем, к США и Евросоюзу они относятся сравнительно хорошо, но еще лучше их отношение к Белоруссии. Положительно восприняли они отмену прямых выборов губернаторов.

Заметим, что резко отрицательно к третьему сроку Путина относятся 16% опрашиваемых (в электоратах КПРФ и «Родины» – свыше 30%) и столько же отвечают, что после того, как Путин покинет президентский пост, он не должен участвовать в политике и государственных делах. Сам Путин, как известно, заявил недавно, что для него «найдется место в строю». Народное мнение по поводу того, каким должно быть это место, выглядит следующим образом:

председатель правительства России – 22%,
президент Союзного государства России и Белоруссии – 10% (за этот вариант чаще выступают сторонники Рогозина и жители Москвы),
лидер правящей партии – 8%,
председатель Государственной Думы – 8%,
руководитель собственного фонда – 5%,
глава одной из крупнейших государственных компаний – 4%,
председатель Совета Федерации – 4%,
депутат Госдумы или сенатор в СФ – 3%,
затруднились ответить – 22%.

Среди неадаптированных респондентов затруднение с ответом на этот вопрос испытывают 27%, и 21% полагают, что Путину не следует оставаться в политике.

Для неадаптированной части населения характерно более резкое, чем в среднем по стране, неодобрение деятельности правительства – 13:84 (среднее – 31:66, и это наихудший показатель за все время существования правительства Михаила Фрадкова). Что касается самого премьера, то его показатель чуть выше, чем показатель правительства в целом, – 32:59 (небольшое улучшение по сравнению с августовским рейтингом 29:59). В группе «отчаявшихся» это соотношение составляет 16:76. Положительный баланс у Фрадкова наблюдается в электоратах ЕР (49:42), «Яблока» (51:44), Путина (46:/44), Грызлова (60:34).

 

Таблица 1

 

Доля граждан, приспособившихся и не приспособившихся к переменам последних десяти лет (% к числу опрошенных)

 

 

Октябрь

Январь

Май

Июль

Январь

Май

Сентябрь

 

2003

2004

2004

2004

2005

2005

2005

Приспособились

52

55

56

52

50

56

52

Приспособимся в ближайшем будущем

20

21

19

22

17

17

Никогда не сможем приспособиться

26

24

23

26

25

24

26

Затруднились с ответом

4

3

2

4

 

Таблица 2

 

Процентная доля групп адаптации в партийных электоратах

 

 

КПРФ

⌠Яблоко■

Не будут участвовать

⌠Родина■

Против всех

ЛДПР

ЕР

Затруднились с ответом

СПС

Другие

Приспособились

37

40

41

48

42

57

65

54

83

58

Скоро приспособятся

9

25

21

20

26

24

16

16

4

14

Не смогут приспособиться

53

35

32

27

24

16

15

20

7

19

Затруднились с ответом

1

6

4

5

8

3

4

9

6

9

 

Таблица 3

 

Распределение степени адаптации по возрастным группам (% числа опрошенных)

 

 

18–24

25–39

40–54

55 и старше

Приспособились

67

62

45

41

Скоро приспособятся

19

23

19

9

Не смогут приспособиться

8

10

28

46

Затруднились с ответом

6

6

7

4

 

Таблица 4

 

Зависимость степени адаптации от положения с выплатами (% числа опрошенных)

 

 

Приспособились

Скоро приспособятся

Не смогут приспособиться

Затруднились с ответом

Положение лучше

49

34

18

27

Положение хуже

9

17

23

24

Перемен не заметно

36

47

53

37

Затруднились с ответом

 

 

Таблица 5

 

Оценки изменения ситуации с выплатами в последние годы (% числа опрошенных)

 

 

Апрель 2004

Июнь 2004

Июль 2004

Апрель 2005

Сентябрь 2005

Положение становится лучше

53

46

36

25

37

Положение становится хуже

12

13

14

18

15

Перемен не заметно

32

37

46

43

42

Затрудняюсь ответить

3

4

4

6

 

 

Таблица 6

 

Зависимость степени адаптации от потребительского статуса (% числа опрошенных)

 

 

Не хватает на продукты

Хватает только на продукты

Хватает и на одежду

Хватает на товары длит. пользования

Приспособились

27

44

62

73

Скоро приспособятся

11

21

18

15

Не смогут приспособиться

57

30

14

8

Затруднились с ответом

16

6

6

4

 

 

Таблица 7

 

Зависимость степени адаптированности от социальной самоидентификации (% представленности статуса в каждой из групп адаптации)

 

 

Приспособились

Скоро приспособятся

Не смогут приспособиться

Затруднились с ответом

Верхняя часть среднего слоя

4

5

2

7

Средняя часть среднего слоя

50

43

23

37

Нижняя часть среднего слоя

35

43

44

43

Низший слой

11

9

30

13


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
882
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
853
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
691
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
464

Другие новости