Отари Аршба: 'Нация созрела для того, чтобы объединиться ради общего блага'.
Фото Вячеслава Кочеткова
-Почему тема репатриации стала актуальной именно сейчас?
═
– Время собирать камни. Наш народ стремится преодолеть свою трагическую разделенность, восстановить себя в былом величии и духовном единстве. Нация созрела для того, чтобы встать выше разделявших ее противоречий, объединить разрозненные силы ради общего блага. Президент Путин, еще в 2000 году во время первого своего визита во Францию посетивший русское кладбище, где упокоились многие наши великие соотечественники, призвал сограждан помнить, что «все мы – дети России», что «мы прошли трагические события и настало время собраться вместе и объединиться». Встречаясь во время следующего своего визита во Францию с живущими там соотечественниками, Владимир Путин заявил: «Все россияне, где бы они ни жили, хотят гордиться Россией. Нельзя говорить, что люди, собравшиеся здесь, представляют старую Россию, Россию в эмиграции. Должна быть единая Россия – мы все этого хотим: и те, кто живет во Франции, и те, кто живет в других странах, и те, кто живет в России. Мы все хотим, чтобы Россия была мощной, динамично развивающейся страной, которой мы могли бы гордиться».
═
– Социальные потрясения минувшего столетия привели к беспрецедентному распылению русских по всему свету, и вновь собрать их – крайне сложно...
═
– Но это не значит, что дело собирания нации надо пустить на самотек. И государство уже делает решительные шаги по объединению с русской диаспорой дальнего зарубежья. Так, недавно были перезахоронены останки генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина и их жен на кладбище Донского монастыря, то есть самых русских фигур русского зарубежья. А будущей осенью в нашу землю ляжет прах вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери последнего российского государя Николая II. Сейчас, в соответствии с поручением президента РФ, многим нашим эмигрантам во Франции в знак признательности за их активный вклад в развитие связей с исторической родиной выдаются бесплатно годовые многократные российские визы. Наконец, некоторым представителям русского зарубежья, за их особые заслуги перед Российской Федерацией (в соответствии с ее Законом «О гражданстве»), указами президента РФ предоставлено российское гражданство. Среди них и дочь Деникина, и потомки Пушкина, и потомки древних русских родов Раевских, Шаховских, Тхоржевских, и так далее. Неоценимую роль в деле становления единого русского народа призван сыграть и идущий процесс примирения и согласия между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей.
═
– А нужен ли закон о репатриации самим представителям русского зарубежья, воспользуются ли они его возможностями?
═
– Еще осенью 2001 года, выступая на Первом Всемирном конгрессе соотечественников, Владимир Путин заметил, что все русские за рубежом сохранили связь с отечеством, помогли сберечь культуру, память сотен лет российской истории, жили с обостренным чувством сопричастности к делам и судьбе Родины и даже в самые сложные времена были вместе с отечеством. А сейчас, когда при ломке сложившейся после войны структуры мира Россия вновь обретает авторитет, они тем более должны быть вместе с нею. Что до значимости нашего гражданства для зарубежных соотечественников, то за примерами далеко ходить не надо. Так, при получении недавно российского паспорта дочь генерала Деникина Марина Антоновна сказала: «Главное, теперь я знаю, что умру русской». А Андрей Дмитриевич Шмеман, один из основоположников Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе, назвал день вручения ему нашего паспорта особым и заявил: «Я русским в душе был всегда. Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и одновременно оставаясь человеком без подданства, апатридом. И теперь счастлив, что наконец обрел Родину». Всю жизнь проживший с так называемым «нансеновским паспортом» беженца, Андрей Дмитриевич также сказал: «С детства я рос в русской среде, воспитывался в духе русской культуры и Православия. В эмиграции жизнь у всех складывается по-разному, но мои родители никогда не теряли корней, духовной связи с Родиной. Они всегда оставались истинно русскими людьми и верили в возвращение. И французское гражданство они не стали получать не потому, что не любили Францию, а потому, что не хотели стать нерусскими».
═
– Русские эмигранты оставались преданными Родине не только на словах┘
– И Россия это помнит, и благодарна им за это. Еще накануне Второй мировой войны те эмигранты, что пришли к убежденности в необходимости защиты СССР, организовали во Франции «Союз оборонцев». Эмигранты-антифашисты также участвовали в движении Сопротивления в странах Европы, и немало представителей славных русских фамилий геройски погибли в этой борьбе. Среди них Б.В. Вильде и А.А. Левицкий, Е.Ю. Кузьмина-Караваева и В.А. Оболенская, М.А. Шаврова-Марутаева и много других. Тогда проявления патриотизма в эмигрантских кругах носили массовый характер, и самые выдающиеся противники большевизма призывали к защите отечества. Так, выступая в Праге перед большой белоэмигрантской аудиторией, А.И. Деникин заявлял: «Некоторые говорят, что Красная Армия побежит, а я верю, что она не побежит перед врагом Родины. Нет, она станет на защиту Родины!» Знаменательно, что эти слова с восторгом встретили те же люди, что пятнадцатью годами раньше наверняка бы признали их изменой «национальной России». Генерал Н.Н. Шиллинг, бывший заместителем Деникина по командованию белыми армиями на юге России, на вопрос о том, какое впечатление произвела на него встреча с Красной Армией в 1945 году в Праге, где он тогда жил, ответил: «Увидел генералов и офицеров с золотыми погонами, солдат, по форме одетых, перекрестился и подумал – стоит Россия».
═
– В СССР был уже опыт репатриации зарубежных соотечественников?
═
– После подавления на Дону казацкого восстания во главе с Булавиным многие его участники, ведомые И.Ф. Некрасовым, укрылись в Турции. В 1962 году потомки этих казаков, звавшихся по фамилии своего предводителя «некрасовцами», вернулись на Родину и поселились на Кубани. Сразу после Великой Отечественной войны было разрешено вернуться, причем с одновременным предоставлением гражданства, и армянам, рассеявшимся по свету после известной турецкой резни. В результате всего лишь за 1946–1948 годы в Советскую Армению прибыли 100 тысяч армян. И это была не первая волна их репатриации – еще в 1921–1940 годах сюда вернулись 75 тысяч армян. После войны же были приняты и такие указы, как «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии» и «О восстановлении в гражданстве СССР бывших подданных Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих во Франции». Затем действие этих указов распространили и на соотечественников, живших в провинции Синьцзян, в Шанхае и Тяньцзине, а также – в Югославии и Болгарии.
═
– Но ведь была и насильственная репатриация┘
═
– Большая часть эмиграции не проявила особого энтузиазма в связи с упомянутыми указами. Те же, кто, поддавшись агитации советской репатриационной комиссии, поспешили в СССР, быстро убедились, что его режим так и не изменил своего репрессивного отношения к ним. И многие из них бросились в повторную эмиграцию. Идею репатриации дискредитировала и внешняя противоречивость «возвращенческой политики» Москвы. С одной стороны, были попытки склонить или даже заставить вернуться в Россию тех, кто этого не хотел (имелись случаи облав на эмигрантов в Праге, Софии, Белграде). А с другой стороны, зачастую чинились препятствия желающим вернуться. Создавалось впечатление, что затея с репатриацией преследует цель заманить тех представителей русской эмиграции, пребывание которых за рубежом расценивалось советскими властями как угроза своей безопасности. Все это и обусловило, что репатриация, инициированная волнами всеобщей эйфории после победы СССР над фашистской Германии, быстро захлебнулась. Скажем, во Франции правом на «восстановление в гражданстве СССР» воспользовались только около 11 тысяч эмигрантов, и лишь около 2 тысяч из них вернулись в Союз. Уныние среди эмиграции вызвали аресты и насильственный вывоз в Союз эмигрантов из Праги после ее освобождения советскими войсками. Среди арестованных называли князя П.Д. Долгорукова, лидера «евразийцев» П.Н. Савицкого, директора Русского исторического архива в Праге С.П. Постникова. Подобные известия побуждали стать невозвращенцами и многих остававшихся еще на Западе военнопленных и перемещенных лиц.
═
– Ну а что же сдерживало уже в новой России принятие закона о репатриации?
═
– В уже упомянутом выступлении на Конгрессе соотечественников президент страны, отметив явные недоработки в решении их проблем ответственными ведомствами, призвал к трансформации последних в единую структуру, заявив при этом, что «до сих пор остаются пробелы в законодательстве, а принятые законы подчас несовершенны, запутанны, а иногда даже просто неисполнимы». Зачастую отношение к тем, кто переселяется в Россию, – как к непрошеным гостям, и именно четкая недвусмысленная законодательная база, по мнению президента, не даст отдать решение этого вопроса на откуп чиновникам. Свою позицию глава государства обосновал и прагматическими, и нравственными соображениями: «Россия заинтересована в возвращении соотечественников из-за рубежа. Это, очевидно, диктуется и экономическими, и моральными соображениями, и всем комплексом проблем, с которыми сталкивается Россия сегодня». А на недавней прямой линии с согражданами президент заявил о намерении поручить правительству создать «отдельную, особую дополнительную программу возвращения в Россию наших соотечественников», призванную помочь тем из них, которые и рады бы приехать к нам, но не имеют такой возможности.
═
– Каков должен быть закон о репатриации?
═
– Думаю, мы воспользуемся примером Германии, Израиля, Греции, Венгрии – и восстановим предоставление гражданства по рождению, то есть для подтверждения гражданства необходимо будет свидетельство о рождении с графой «национальность». Наиболее поучителен для России опыт ФРГ и Израиля. Так, все немцы, где бы они ни проживали, независимо от причин и срока их нахождения вне родины, имеют право на переселение в Германию. И многие из них воспользовались и продолжают пользоваться этим правом. Оно к тому же распространяется и на потомков тех, кто когда-либо в прошлом покинули германские земли. Скажем, общеизвестно, что на основании закона о репатриации ФРГ уже приняла и продолжает принимать потомков тех немцев, которых Российская империя еще в XVIII–XIX веках приглашала для освоения своей расширяющейся территории. Беспрецедентным, в высшей степени поучительным примером является основанная на национальном законодательстве практика Израиля по активному приглашению и обустройству у себя стольких евреев, сколько того пожелают. В обеих странах репатриация лишена какой-либо идеологии и связанной с ней избирательности, она носит тотальный характер, распространяясь на всех немцев и евреев, независимо от их политических пристрастий и страны их проживания.
═
– Для соотечественников-эмигрантов важно и то, что воссоединение нации происходит на фоне возрождения русской духовности и культуры┘
═
– Русские духовность, ментальность и язык всегда играли главную роль в интеграции народностей бывшей Российской империи и Советского Союза в единое целое. Этот процесс продолжается. Россия движется к созданию новой единой нации путем взаимного этнокультурного влияния различных национальностей друг на друга при доминирующей роли русского языка и русской культуры. Через образование, приобщение к пластам культуры, через государственные структуры и СМИ входят в жизнь всех народностей Российской Федерации общие ценности, понятия, связи. Россияне сейчас – единый народ, несмотря на многонациональные различия. А возвращающиеся к нам соотечественники встречаются с новым живым срезом объединяющей российской культуры. И мы надеемся на их активное участие в духовном обновлении Родины.