0
891
Газета Идеи и люди Интернет-версия

04.10.2005 00:00:00

Чужое богатство глаза колет

Леонид Седов

Об авторе: Леонид Александрович Седов - ведущий сотрудник Аналитического центра Юрия Левады.

Тэги: опрос, капитал, бизнес


Аналитический центр Юрия Левады провел исследование, имевшее целью выяснить отношение российских граждан к бизнесу и предпринимателям. 1881 респонденту в 46 регионах был задан вопрос: «Деятельность крупных российских бизнесменов и предпринимателей идет сейчас в целом на пользу или во вред России?» Ответы распределились следующим образом: «определенно на пользу» – 8%, «скорее на пользу» – 30%, «скорее во вред» – 32%, «определенно во вред» – 17%, затруднились ответить 13%.

Половина жителей страны, усматривающих в крупном бизнесе вредоносное для России начало, – это очень серьезное препятствие для развития нормальной рыночной экономики. Вряд ли в США когда-нибудь насчитывалось подобное число людей, столь враждебно воспринимающих компанию «Форд» или «Дженерал моторс».

При анализе данных об отношении к крупному бизнесу обращает на себя внимание серьезный региональный разброс мнений за и против (см. табл. 1). Урал и Дальний Восток предстают единственными регионами, где люди высказываются о крупном бизнесе положительно.

Далее, была определена связь между отношением к крупному бизнесу и поддержкой тех или иных политических партий, а также одобрением или неодобрением идеи третьего срока президентства Владимира Путина. Из табл. 2 видно, что среди партийных электоратов положительное отношение к крупному капиталу преобладает только среди сторонников «Союза правых сил» и «Единой России».

В отношении к роли крупного бизнеса сказывается извечная российская нелюбовь к богатству и богатым. В ответах на вопрос: «Недавно вновь опубликованы списки самых богатых людей мира. В их числе несколько фамилий российских бизнесменов. Как вы относитесь к появлению таких сверхбогатых людей в нашей стране?» – было получено следующее распределение: «с гордостью» – 3%, «с удовлетворением» – 6%, «с раздражением» – 20%, «с возмущением, ненавистью» – 25%, «спокойно, без особых чувств» – 43%, затруднились ответить – 3%.

Эти эмоциональные реакции теснейшим образом зависят от того, к какому слою общества относит себя респондент (см. табл. 3).

Что касается электоратов, то здесь выстраивается следующая последовательность:

положительные эмоции – СПС 17%, ЛДПР 16%, сторонники третьего срока Путина 11%, «Единая Россия» 11%, «Родина» 9%, «Яблоко» 9%, противники третьего срока Путина 6%, КПРФ 5%;
отрицательные эмоции – КПРФ 40%, «Яблоко» 40%, «Родина» 55%, «Единая Россия» 40%, ЛДПР 44%, СПС 31%.

В отличие от крупного бизнеса малый и средний российский бизнес, с деятельностью которого люди соприкасаются в своей повседневной жизни на каждом шагу и богатство представителей которого не так колет глаза, пользуется значительно лучшей репутацией, и его полезность для России признается существенно большим числом людей (см. табл. 4). Здесь еще в большей степени, чем в предыдущем вопросе, на ответы респондентов влияет их статусная самооценка.

А вот распределение ответов на этот вопрос по электоратам:

положительное отношение – СПС 78%, «Яблоко» 71%, «Единая Россия» 68%, ЛДПР 60%, «Родина» 53%, КПРФ 45%, противники третьего срока Путина 61%, сторонники третьего срока Путина 64%;
отрицательное отношение – КПРФ 39%, «Родина» 37%, противники третьего срока 27%, ЛДПР 25%, сторонники третьего срока 23%.

Известно, что население в целом мало информировано о социальном аспекте деятельности российских компаний. По результатам одного из исследований ИКСИ РАН (2004 год), 48,3% россиян практически ничего не знают о социальной и благотворительной деятельности крупных российских предпринимателей и более 37% «что-то слышали».

Есть основания предполагать, что события последнего времени обозначают начало широкомасштабного передела собственности и что вскоре мы станем свидетелями вакханалии перераспределения активов в пользу государства и тесно связанных с государством компаний и монополий. Такому развороту событий, безусловно, способствует общественный климат, по преимуществу враждебный крупному частному капиталу.

Таблица 1

Региональное распределение ответов на вопрос: ⌠Деятельность крупных российских бизнесменов и предпринимателей идет сейчас в целом на пользу или во вред России?■, % от числа опрошенных

Северо-Запад

Центр

Москва

Юг

Поволжье

Урал

Сибирь

Дальний Восток

Определенно/скорее на пользу

43

39

48

34

40

50

32

39

Определенно/скорее во вред

48

47

38

53

50

28

58

49

Затруднились ответить

9

14

19

13

10

23

11

12

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: ⌠Деятельность крупных российских бизнесменов и предпринимателей идет сейчас в целом на пользу или во вред России?■ среди партийных электоратов, % от числа опрошенных

От общего числа опрошенных

КПРФ

⌠Единая Россия■

⌠Яблоко■

⌠Союз правых сил■

ЛДПР

⌠Родина■

За третий срок Путина

Против третьего срока Путина

Определенно/скорее на пользу

38

19

47

45

58

42

34

43

35

Скорее/определенно во вред

49

74

42

45

38

46

55

44

57

Затруднились ответить

13

7

11

10

5

12

11

13

9

Таблица 3

Связь между отношением к появлению россиян в списках самых богатых людей мира и оценкой своего социального положения, % от числа опрошенных

Всего

Верхняя часть среднего слоя

Средняя часть среднего слоя

Нижняя часть среднего слоя

Низший слой

Положительные эмоции (гордость, удовлетворение) (из них 10% – гордость)

9

26

12

6

6

Отрицательные эмоции (раздражение, возмущение, ненависть)

45

25

38

48

60

Без особых чувств

43

45

48

43

32

Затруднились ответить

3

4

2

3

2

Таблица 4

Ответы на вопрос: ⌠Деятельность среднего и малого российского бизнеса идет сейчас в целом на пользу или во вред России?■, % от числа опрошенных

Верх среднего слоя

Средняя часть среднего слоя

Нижняя часть среднего слоя

Низший слой

В среднем

Определенно/скорее на пользу

89

67

60

48

62

Определенно/скорее во вред

9

22

24

34

21

Затруднились ответить

2

11

16

19

14


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
882
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
853
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
691
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
464

Другие новости