Аналитический центр Юрия Левады провел исследование, имевшее целью выяснить отношение российских граждан к бизнесу и предпринимателям. 1881 респонденту в 46 регионах был задан вопрос: «Деятельность крупных российских бизнесменов и предпринимателей идет сейчас в целом на пользу или во вред России?» Ответы распределились следующим образом: «определенно на пользу» – 8%, «скорее на пользу» – 30%, «скорее во вред» – 32%, «определенно во вред» – 17%, затруднились ответить 13%.
Половина жителей страны, усматривающих в крупном бизнесе вредоносное для России начало, – это очень серьезное препятствие для развития нормальной рыночной экономики. Вряд ли в США когда-нибудь насчитывалось подобное число людей, столь враждебно воспринимающих компанию «Форд» или «Дженерал моторс».
При анализе данных об отношении к крупному бизнесу обращает на себя внимание серьезный региональный разброс мнений за и против (см. табл. 1). Урал и Дальний Восток предстают единственными регионами, где люди высказываются о крупном бизнесе положительно.
Далее, была определена связь между отношением к крупному бизнесу и поддержкой тех или иных политических партий, а также одобрением или неодобрением идеи третьего срока президентства Владимира Путина. Из табл. 2 видно, что среди партийных электоратов положительное отношение к крупному капиталу преобладает только среди сторонников «Союза правых сил» и «Единой России».
В отношении к роли крупного бизнеса сказывается извечная российская нелюбовь к богатству и богатым. В ответах на вопрос: «Недавно вновь опубликованы списки самых богатых людей мира. В их числе несколько фамилий российских бизнесменов. Как вы относитесь к появлению таких сверхбогатых людей в нашей стране?» – было получено следующее распределение: «с гордостью» – 3%, «с удовлетворением» – 6%, «с раздражением» – 20%, «с возмущением, ненавистью» – 25%, «спокойно, без особых чувств» – 43%, затруднились ответить – 3%.
Эти эмоциональные реакции теснейшим образом зависят от того, к какому слою общества относит себя респондент (см. табл. 3).
Что касается электоратов, то здесь выстраивается следующая последовательность:
положительные эмоции – СПС 17%, ЛДПР 16%, сторонники третьего срока Путина 11%, «Единая Россия» 11%, «Родина» 9%, «Яблоко» 9%, противники третьего срока Путина 6%, КПРФ 5%;
отрицательные эмоции – КПРФ 40%, «Яблоко» 40%, «Родина» 55%, «Единая Россия» 40%, ЛДПР 44%, СПС 31%.
В отличие от крупного бизнеса малый и средний российский бизнес, с деятельностью которого люди соприкасаются в своей повседневной жизни на каждом шагу и богатство представителей которого не так колет глаза, пользуется значительно лучшей репутацией, и его полезность для России признается существенно большим числом людей (см. табл. 4). Здесь еще в большей степени, чем в предыдущем вопросе, на ответы респондентов влияет их статусная самооценка.
А вот распределение ответов на этот вопрос по электоратам:
положительное отношение – СПС 78%, «Яблоко» 71%, «Единая Россия» 68%, ЛДПР 60%, «Родина» 53%, КПРФ 45%, противники третьего срока Путина 61%, сторонники третьего срока Путина 64%;
отрицательное отношение – КПРФ 39%, «Родина» 37%, противники третьего срока 27%, ЛДПР 25%, сторонники третьего срока 23%.
Известно, что население в целом мало информировано о социальном аспекте деятельности российских компаний. По результатам одного из исследований ИКСИ РАН (2004 год), 48,3% россиян практически ничего не знают о социальной и благотворительной деятельности крупных российских предпринимателей и более 37% «что-то слышали».
Есть основания предполагать, что события последнего времени обозначают начало широкомасштабного передела собственности и что вскоре мы станем свидетелями вакханалии перераспределения активов в пользу государства и тесно связанных с государством компаний и монополий. Такому развороту событий, безусловно, способствует общественный климат, по преимуществу враждебный крупному частному капиталу.
═
Таблица 1
Региональное распределение ответов на вопрос: ⌠Деятельность крупных российских бизнесменов и предпринимателей идет сейчас в целом на пользу или во вред России?■, % от числа опрошенных
═
═ |
Северо-Запад |
Центр |
Москва |
Юг |
Поволжье |
Урал |
Сибирь |
Дальний Восток |
Определенно/скорее на пользу |
43 |
39 |
48 |
34 |
40 |
50 |
32 |
39 |
Определенно/скорее во вред |
48 |
47 |
38 |
53 |
50 |
28 |
58 |
49 |
Затруднились ответить |
9 |
14 |
19 |
13 |
10 |
23 |
11 |
12 |
═
═
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: ⌠Деятельность крупных российских бизнесменов и предпринимателей идет сейчас в целом на пользу или во вред России?■ среди партийных электоратов, % от числа опрошенных
═
═ |
От общего числа опрошенных |
КПРФ |
⌠Единая Россия■ |
⌠Яблоко■ |
⌠Союз правых сил■ |
ЛДПР |
⌠Родина■ |
За третий срок Путина |
Против третьего срока Путина |
Определенно/скорее на пользу |
38 |
19 |
47 |
45 |
58 |
42 |
34 |
43 |
35 |
Скорее/определенно во вред |
49 |
74 |
42 |
45 |
38 |
46 |
55 |
44 |
57 |
Затруднились ответить |
13 |
7 |
11 |
10 |
5 |
12 |
11 |
13 |
9 |
═
Таблица 3
Связь между отношением к появлению россиян в списках самых богатых людей мира и оценкой своего социального положения, % от числа опрошенных
═
═ |
Всего |
Верхняя часть среднего слоя |
Средняя часть среднего слоя |
Нижняя часть среднего слоя |
Низший слой |
Положительные эмоции (гордость, удовлетворение) (из них 10% – гордость) |
9 |
26 |
12 |
6 |
6 |
Отрицательные эмоции (раздражение, возмущение, ненависть) |
45 |
25 |
38 |
48 |
60 |
Без особых чувств |
43 |
45 |
48 |
43 |
32 |
Затруднились ответить |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
═
═
Таблица 4
Ответы на вопрос: ⌠Деятельность среднего и малого российского бизнеса идет сейчас в целом на пользу или во вред России?■, % от числа опрошенных
═
═ |
Верх среднего слоя |
Средняя часть среднего слоя |
Нижняя часть среднего слоя |
Низший слой |
В среднем |
Определенно/скорее на пользу |
89 |
67 |
60 |
48 |
62 |
Определенно/скорее во вред |
9 |
22 |
24 |
34 |
21 |
Затруднились ответить |
2 |
11 |
16 |
19 |
14 |