В ближайшее время состоится очередное, третье по счету, заседание комиссии Федеральной антимонопольной службы по вопросу о ситуации с ценами на цементном рынке. Предыдущие заседания не дали никаких результатов и были отложены. Объяснить такую медлительность становится все сложнее. Ведь несмотря на то, что большинство людей не покупают цемент ежедневно и вообще мало интересуются ценами на это «серое вещество», вопрос касается буквально каждого.
Какие проблемы для всех наших граждан нашей страны являются самыми важными? Если подумать – стабильность доходов и жилье. Простые, но в то же время вечные ценности – крыша над головой и достойная оплата собственного труда.
Надо сказать, что власти на самом высоком уровне понимают это. О борьбе с главным экономическим злом – с инфляцией – говорится едва ли не ежедневно, и только в прошлом месяце президент вновь напомнил, что программа обеспечения граждан доступным жильем – это приоритетный национальный проект.
В такой ситуации более чем странно выглядит позиция одного из ключевых федеральных ведомств, которое в течение четырех месяцев не может принять никакого решения по ситуации с ценами на цемент, от которых зависят и цены на жилье, и итоговые показатели инфляции за год.
В чем, собственно, суть сложившейся ситуации? В апреле этого года «Евроцемент груп» приобрела у компании «Интеко» пять цементных заводов. Кроме того, «Евроцемент» купил контрольные пакеты акций двух цементных заводов СУ-155. В результате, как писали центральные СМИ, в целом по России группа заняла 40% цементного рынка, а в отдельных регионах и много больше. Например, по данным газеты «Труд», на московском рынке доля компании составляет 60%, в Санкт-Петербурге достигает целых 80%, а в Западной Сибири – 90%!
Заняв лидирующее положение на рынке, компания постаралась установить новые правила игры. Во-первых, как писали «Ведомости», «Коммерсантъ» и другие издания, были подняты цены, причем одномоментно на 20%. Во-вторых, по той же информации, строителям было заявлено, что расчеты переводятся на новую схему – стопроцентную предоплату. Что означает стопроцентная предоплата для компаний, которые получают средства только после полного завершения строительства и реализации объекта? По мнению экспертов рынка, это означает катастрофическую нехватку оборотных средств, а следовательно – кредиты. Понятно, что процентные ставки по этим кредитам станут дополнительным бременем для конечного потребителя, то есть для граждан.
По официальным данным, доля цемента в итоговой стоимости квартиры не превышает 3%. Строители просто разводят руками – откуда взялись такие оценки? Некоторые эксперты полагают, что в сумме различные факторы, которые тянет за собой рост цен на цемент, могут повлечь рост стоимости жилья до 15–20%. По этим оценкам, больше других пострадают, как обычно, наименее обеспеченные: себестоимость элитного жилья куда меньше зависит от стройматериалов и больше – от инженерной «начинки» и престижности района. Для того же, кто много лет копил на скромную «однушку», и полтора процента повышения имеют принципиальное значение, не говоря уже о 15%, которые просто поставят крест на мечте об отдельном жилье.
Серьезной угрозе подвергаются и социальные жилищные программы, которые финансируются региональными бюджетами. Здесь каждый рубль на счету. В публикации «Известий» глава экономического департамента мэрии Москвы Марина Оглоблина говорит, что повышение цен на цемент – это, по предварительным расчетам, «лишних» 20 долларов к себестоимости строительства каждого квадратного метра типового жилья. Казалось бы, немного. Однако если учесть, что в год Москва за счет бюджета строит около 1,2 млн. кв. м жилья, то получается, что город стоит перед необходимостью дополнительно изыскать порядка 30 млн. долларов в бюджете.
Сейчас принято ругать регионы за то, что они, мол, ведут себя как иждивенцы, постоянно просят денег и ничего не делают сами. Вот и ФАС совершенно «в духе времени» мотивировала отсрочку решения по «Евроцементу» тем, что необходимо проверить сами цементные заводы в регионах.
Кстати, первое решение по региональному предприятию было принято еще в июле. Информагентства сообщали, что ФАС провела специальное расследование и установила, что главный поставщик цемента на Кубани – ОАО «Новоросцемент» – необоснованно завысил стоимость на стройматериал. Краснодарское управление ФАС признало предприятие нарушителем антимонопольного законодательства и заставило его снизить цены. Краснодарские (да и не только краснодарские) строители тогда, безусловно, обрадовались. Был создан прецедент и, согласно логике, следовало ожидать решения по самой «Евроцемент груп».
Но прошло еще два месяца, а воз и ныне там┘
А между тем известно, что для строительного рынка характерна сезонность – летом строительство идет интенсивней и цемента покупается больше. При этом характерна такая ситуация – цены, зафиксированные примерно на конец сентября, сохраняются всю зиму. Именно с нее начинается новый строительный сезон. То есть медлительность ФАС пролонгирует проблему на следующий год, хотя решить ее можно было еще в начале текущего лета.
Межу тем регионы не сидят на месте и ищут другие решения. Разумеется, первоначальная реакция строителей на резкий взлет цен в некоторых регионах была почти панической. «Труд» писал, что, по данным Росстата, в Самарской области цемент подорожал на 59%, в Ульяновской – на 52%, в Ростовской – на 51%, в Московском регионе и на Северо-Западе России рост цен составил 70%. О ценах на цемент писали региональные издания от Брянска до Камчатки.
Однако только жалобами дело вовсе не ограничилось. Строители принимают меры, не дожидаясь решения ФАС. Ищут других поставщиков (например, сообщал «Коммерсант», группа ПИК стала закупать цемент у «Воскресенскцемента» и «Мордовцемента»), принимают решения о реконструкции имеющихся мощностей или строительстве новых (СУ-155 приступило к реконструкции собственного Верхнеабаканского цементного завода). Региональные власти помогают, чем могут, ищут средства. Например, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимир Ресин в одном из интервью говорит, что власти Москвы будут «думать и о том, на какой территории находятся цементные заводы. В Москве находятся два крупных элеватора, которые экологию не улучшают. Поэтому власти, в свою очередь, тоже могут посмотреть, какие цены эти элеваторы платят за землю и какие цены на отпускаемую продукцию. Раньше были взаимозачеты, но времена изменились».
Власти Москвы напоминают, что цены, которые правительство Москвы установило за квадратный метр муниципального жилья, установлены еще в прошлом году и не меняются до сих пор. Несмотря на то что были подняты цены на газ, на электроэнергию, на цемент, на металл┘
То есть со стороны регионов слышны далеко не только жалобы, но видны реальные действия, причем действия разнообразные, со стороны же ФАС – пока только молчание.
Говорят, что аргументы «Евроцемента» тоже понятны – компания ищет средства для развития отрасли, для строительства новых предприятий. Да, строительство новых предприятий – это, безусловно, хорошо. Но почему опять за счет конечного потребителя? Почему опять за счет наименее обеспеченных граждан, единственной надеждой которых на получение жилья является социальная поддержка со стороны региональных властей?
Да, наверное, простое решение о снижении цен – не рыночное. Но ведь можно управлять ценовой политикой монополиста и другими средствами. Выстраивать производственные цепочки, перераспределять финансовые потоки и т.д. В конце концов, «Интеко» тоже была монополистом на региональном рынке, но цены не задирала.
Но пока мы видим лишь молчание и, видимо, надежду на то, что вся эта ситуация «как-нибудь сама разрешится». Причем на весьма печальные размышления наводит практически аналогичная ситуация по ценам на ГСМ, когда даже члены правительства говорили о монопольном сговоре. Тогда разговоры так ничем и не закончились – ФАС также молчала, а цены продолжали расти.
Что же получается в итоге? Есть понимание того, что программа доступного жилья – важнейшая. Есть понимание того, что инфляция – едва ли не главный экономический враг населения, особенно малообеспеченных граждан. Есть конкретная проблема, которая может повлиять и на инфляцию, и на рынок доступного жилья. Есть определенные наработки в регионах по решению проблемы. И нет только одного – внятного решения по конкретному вопросу. И, главное, по прошествии четырех месяцев крайне сложно найти внятные причины и объяснения – что мешает федеральным чиновникам действовать?