Подавший в отставку Валерий Коков озабочен тем, как обеспечить преемственность власти и стабильность в республике.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Отставка главы Кабардино-Балкарии была прогнозируемым шагом. Очевидно, что у федеральной власти не займет много времени выбор преемника ушедшего Валерия Кокова. Полпред президента Дмитрий Козак уже заявил, что в течение нескольких дней представит Владимиру Путину ряд кандидатур на первый пост в КБР. Точный список пока неизвестен, но эксперты уже обсуждают основных претендентов. Взвешивается национальный вопрос, актив деловых связей, навыки кризис-менеджера и дипломатичность в разрешении межэтнических конфликтов. Перед руководством страны стоит задача не нарушить хрупкий баланс между кабардинцами и балкарцами, а также вывести республику из долговой ямы.
═
Кабардино-балкарский вопрос решается в Москве
═
Болезнь Валерия Кокова, которому в октябре этого года исполнится 64 года, обострилась в прошлом году. Судя по всему, решение уйти с поста и заняться своим здоровьем зрело давно. И Коков как опытный управленец понимал, что опасно обезглавливать такую проблемную республику, как Кабардино-Балкария, где в течение многих лет выстраивалась система сдержек и противовесов, где сбалансированный мир между представителями многих национальностей может пошатнуться в результате неправильного политического шага. Эксперты считают, что Коков долго готовил операцию «Преемник», рассчитывая, что его протеже будет продолжать политику теперь уже экс-президента.
Исполнять обязанности президента КБР назначен председатель правительства Геннадий Губин. Он наряду с сенатором от КБР Хачимом Кармуковым называется в числе претендентов на высший в республике пост. Однако аналитики склонны считать более перспективным кандидатом депутата Госдумы, заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам бизнесмена Арсена Канокова.
Как уже писали федеральные СМИ со ссылкой на неназванный источник в правительстве РФ, минувшей весной Валерий Коков обсуждал с Владимиром Путиным свой возможный уход и кандидатуру своего преемника. «Не исключено, что он уже тогда назвал главе государства имя Арсена Канокова», – отмечает источник.
Сотрудник Института гуманитарных исследований Руслан Камоев в числе других экспертов считает, что предпочтение будет отдано Канокову. «На его стороне молодость и имидж успешного предпринимателя – владельца московского холдинга «Синдико». В политическом плане Каноков близок партии власти. К тому же он известен в республике», – отмечает аналитик.
Дело в том, что в плюс Кокову всегда ставилась его способность сохранять мир в республике. Однако хозяйственная сторона его правления вызывала много нареканий. Экономические показатели КБР существенно отстают от средних по стране, у республики – самые большие долги по сравнению с другими регионами. Очевидно, что новый президент должен будет не только продолжать политику своего предшественника в отношении многонационального населения, но и разработать обоснованную и четкую программу выхода региона из экономического кризиса.
Местный бизнес уже составил список первостепенных задач нового руководителя, кем бы он ни был. Представитель Кавказской энергетической управляющей компании Геннадий Выхристюк считает, что новый президент должен провести максимально безболезненную реструктуризацию энергосистемы. Президент регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей» Мусарби Гукепшев акцентирует внимание на горно-рудной отрасли и автомобилестроении, «которые в последнее время демонстрируют стабильно низкие показатели». А замдиректора ООО «Каббалкгипс» Артур Хутуев рассчитывает на реанимацию Тырныаузского горно-обогатительного комбината.
═
Национальный вопрос
═
Сторонники каждого претендента считают, что национальный вопрос играет им на руку. Часть политологов утверждают, что русский по национальности руководитель республики мог бы встать над многолетним конфликтом между балкарцами и кабардинцами и благополучно его разрешить. «В ситуации, когда в республике обострены межнациональные противоречия, новый назначенец должен быть не кабардинцем и не балкарцем», – считает эксперт Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский.
Однако другие эксперты опасаются, что в кавказской республике будет сложно прижиться русскому президенту. В то же время кабардинец Каноков является «своим» в республике, где кабардинцы составляют около 45% населения, балкарцы – 9%, а русские и представители других народов – около 35%.
После отставки Валерия Кокова агентство Caucasus Times провело соцопрос среди жителей Нальчика. Респондентам предлагалось высказать свое мнение о том, кого из обсуждаемых кандидатов они хотели бы видеть во главе республики.
Большинство голосов получил Арсен Каноков. 44% населения считают, что его финансовая независимость и религиозная толерантность – хорошая характеристика для будущего президента. Второе место занял Геннадий Губин, которого предпочитают 11% опрошенных. В основном ему симпатизируют представители русскоязычного населения и чеченской диаспоры. Третье место занял замначальника Управления ФСБ РФ по Астраханской области Мухарбий Кумышев с 8% голосов. На четвертом месте Хачим Кармоков, которого 6% респондентов называют мудрым и опытным политиком.
Эксперты отмечают, что и Губина, и Канокова назвал сам Козак. Очевидно, что обе кандидатуры интересуют федеральный Центр в качестве не конкурирующих политиков, а сотрудничающих руководителей республики. Совещание полпреда с законодателями подытожила руководитель пресс-службы парламента КБР Сусанна Мезова: «Каноков – молодой, человек новой формации, успешный бизнесмен. К тому же он много занимается благотворительностью в республике. На совещании этого не прозвучало, но, насколько я знаю, и Валерий Коков предлагал на пост президента именно Арсена Канокова».
Местная элита также настроена на приход Канокова, поскольку уверена, что при нем республику не ждут большие потрясения. Каноков считается близким к Кокову человеком. В КБР рассчитывают, что окружение экс-президента станет его будущей командой. Таким образом, регион избежит кадровой чехарды, передела собственности и сфер влияния.
При этом, кроме знания местных проблем Арсен Каноков может предложить республике налаженные связи федерального уровня. Работая в думском налоговом комитете, депутат наработал те связи, которые не могут не пригодиться главе региона – должника в бюджеты всех уровней.
Кроме того, эксперты отмечают, что депутат сумеет успешно лавировать между интересами региона и Центра, абстрагировавшись от частных проблем: «Каноков давно живет в Москве, успел оторваться от основных кланов в КБР, поэтому будет больше прислушиваться к сигналам из Центра, чем к требованиям местной элиты», – говорит член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.