Программа развития международного аэропорта «Домодедово» на 2005–2007 гг., презентация которой прошла в среду в здании аэровокзала, претендует на роль полномасштабной стратегии. Хотя говорившие о планах группы «Ист Лайн» ее руководители и были осторожны в оценках и прогнозах, лейтмотив угадывался легко: аэропорт будет развиваться такими темпами, которые позволят ему опережать стремительно растущий пассажиропоток. Цель такого подхода была названа прямо. Претендуя на роль главного аэропорта Московского авиаузла (по прогнозам, его доля достигнет в нынешнем году 47% против 41% у «Шереметьево» и 12% у «Внукова»), «Домодедово» намеревается обеспечить и поддерживать высокий уровень комфорта для своих пассажиров.
Представление перспективной программы «Домодедово» проходило в присутствии главы Ространснадзора Александра Нерадько, а саму стратегию озвучивали председатель Совета директоров группы «Ист Лайн» Дмитрий Каменщик, директор аэропортового комплекса «Домодедово» Сергей Рудаков и генеральный директор компании «Домодедово Эрпорт Девелопмент» (DAD) Даниэль Буркард.
По словам Дмитрия Каменщика, в ближайшие три года объемы инвестиций, направленных на развитие аэропорта «Домодедово», останутся практически неизменными – 120–150 млн. долларов в год. «Наши инвестиции сохраняют свои темпы на протяжении последних 10 лет. Лучше ежегодно инвестировать понемногу, чем совершать открытия раз в 25 лет», – так объяснил этот подход глава «Ист Лайна». При этом Дмитрий Каменщик подчеркнул, что наиболее заметные для клиентов аэропорта изменения придутся на 2006 год: вдвое вырастет количество стоек регистрации, на 40–50% вырастет число каналов паспортного контроля и пунктов контроля безопасности. «А сам вокзал прибавит в высоту метров 20», – заметил Каменщик, говоря о том, что в течение следующего года в «Домодедово» будет введено в действие еще 10 тыс. квадратных метров офисных помещений – в основном для концессионеров комплекса. Всего же в будущем году пассажиры получат реконструированный терминал общей площадью 220 тыс. кв. метров, рассчитанный на обслуживание 16–18 млн. человек в год.
Участники презентации не раз и не два возвращались к вопросу о росте пассажиропотока, признавая, что новая программа призвана в первую очередь привести аэропортовый комплекс в соответствие с изменившейся нагрузкой, увеличившимся пассажиропотоком. Дмитрий Каменщик заметил, что новая стратегия как раз и предусматривает такие изменения, которые позволят не догонять этот рост, а опережать его.
«Есть целый ряд проблем, о которых знаем мы, но которые не замечают наши клиенты. И было бы немудро распылять силы: мы считаем, что наша основная задача – развитие аэропорта «Домодедово», – так ответил Дмитрий Каменщик на вопрос одного из участников встречи, на каком направлении бизнеса намерена в ближайшее время сосредоточиться группа «Ист Лайн». По словам директора аэропорта Сергея Рудакова, это развитие имеет совершенно определенную цель – «создание в «Домодедове» настоящего международного аэропорта-хаба». По его словам, идеальное соотношение международных и внутренних авиарейсов в подобном аэропорту в России – 55 на 45%. А это означает, что придется решать серьезные задачи по организации трансферов. «По данным на сегодняшний день, в Москве 25% авиапассажиров осуществляют трансфер. Но только 5% получают то, что подразумевает это слово, а все остальные получают по полной программе сначала прилет, а потом вылет», – заметил Сергей Рудаков. Он подчеркнул, что крупные авиакомпании – такие, как «Сибирь» и «Трансаэро» – сами организуют сегодня трансферы на базе «Домодедова», но более мелким перевозчикам это не под силу – и как раз тут им может помочь сам аэропорт.
С обеспечением уровня комфорта пассажиров, пользующихся услугами аэропорта «Домодедово», связаны и все остальные части новой программы: организация интермодальных перевозок (в частности, улучшение работы аэроэкспрессов, идущих с Павелецкого вокзала, и появление «аэропорта в городе» – терминала у станции метро «Красногвардейская», в который, по замыслу руководителей группы, будут обращаться не только те, кто собирается в полет, но и потенциальные пассажиры), поддержка турбизнеса в «Домодедове», появление специальной системы управления качеством. На те же цели ориентирована и недавно созданная компания «Домодедово Эрпорт Девелопмент». Ее руководитель Даниэль Буркард в своем докладе отметил, что проекты DAD, хотя и связаны с развитием неавиационного бизнеса, имеют самое непосредственное отношение к аэропорту. Это и возведение отеля на 300–350 номеров (уровня 3–4 звезды), и планы по строительству комплекса пилотских тренажеров, рассчитанных как на отечественные, так и на зарубежные авиакомпании, и расширение присутствия в аэропорту бизнес-авиации, и даже появление первой в России платной федеральной автотрассы, которая свяжет Москву с «Домодедовом».