Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предложил амбициозную повестку для Всемирной встречи на высшем уровне.
Фото Reuters
-Госпожа Силверберг, что Вашингтон ожидает от начинающихся в Нью-Йорке мероприятий?
═
– Мы с оптимизмом ожидаем, что на этой сессии Генассамблеи будут предприняты многие реформы. В рамках сессии в Нью-Йорке состоится важная встреча на высшем уровне. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предложил амбициозную повестку для этого саммита. Она включает четыре пункта: развитие и важность сокращения бедности; безопасность и борьба с терроризмом; демократия и права человека; реформа ООН. Что касается развития, многие из вопросов, стоящих на обсуждении сейчас, уже были предметом дискуссии на саммите «большой восьмерки» в Глениглсе (Шотландия). Согласно документу Глениглса, развития необходимо добиваться в партнерстве с самими развивающимися странами, а нам следует сосредоточиться на создании благоприятной среды, которая повышает эффективность помощи. На саммите в Нью-Йорке наши усилия будут сосредоточены на закреплении этого подхода.
В Нью-Йорке представляются важные возможности в области безопасности и борьбы с терроризмом. Президент Джордж Буш подпишет Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Она помогает государствам сотрудничать в предотвращении и преследовании, а также экстрадиции людей, незаконно владеющих ядерными устройствами. Мы также призовем государства к продвижению по Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму, отвергающей терроризм во всех его формах.
В области демократии и прав человека у нас уже есть достижение – выполнен один из пунктов повестки президента Буша. Президент вместе с другими участниками посетит Фонд ООН по демократии, к созданию которого он призывал в минувшем году. В него уже сделан ряд взносов, включая и взнос от нашей страны. Это важная вещь, которой мы хотим воздать должное. Кроме того, мы активно настаиваем на необходимости замены дискредитировавшей себя Комиссии по правам человека Советом по правам человека. Это важная часть нашего плана по реформе ООН. И мы с большим оптимизмом смотрим на перспективы достижения реального прогресса по этому вопросу.
Что касается других реформ ООН: мы добиваемся неплохих результатов по бюджетной и управленческой реформам. Важно гарантировать, что программы ООН подотчетны и эффективны, а сотрудники ООН отвечают высочайшим этическим стандартам. Мы также продвигаем новую Комиссию по миростроительству, которая способствовала бы координации усилий ООН в этой сфере и в целом повысила бы эффективность наших миротворческих предприятий.
Успехом саммита стало бы достижение главами государств прогресса по этим четырем пунктам повестки – соглашения по конкретным мерам, которые мы можем предпринять в важных областях развития, безопасности и противодействия терроризму, демократии и прав человека, реформе ООН. А уже заручившись этим, можно ожидать результатов от Генассамблеи.
═
– Какова позиция Вашингтона по расширению состава СБ ООН?
═
– Мы поддерживаем расширение СБ ООН. Мы считаем, что оно должно последовать, но в грамотное время. Мы лишь опасаемся, как бы реформа СБ не отвлекла внимание от других важных преобразований в рамках ООН – управленческой реформы, замены Комиссии по правам человека Советом по правам человека, учреждения миротворческой комиссии. Мы заявили, что хотим добиться прогресса по этим вопросам, прежде чем займемся расширением Совбеза. Мы также подчеркивали, что в результате расширения Совет Безопасности должен стать более эффективным. Для этого необходимо установить ряд четких критериев, определяющих, кто может рассматриваться в качестве кандидата на вхождение в СБ. Среди них: вклад кандидата в организацию – финансовый или людскими ресурсами (войсками для миротворческих операций), а также размер страны – ее экономики и населения. На наш взгляд, этим критериям отвечает пока только Япония, и мы публично поддержали ее стремление войти в СБ. Нам известно, что другие страны – члены ООН внимательно изучают наш подход, и мы готовы обсуждать его с ними в ближайшие несколько месяцев.
═
– Как вы оцениваете позицию России по вопросу преобразования СБ ООН? Обсуждали ли Вашингтон и Москва эту важную реформу и на каком уровне?
═
– Я все же хотела бы ограничиться комментариями о позиции Вашингтона по данному вопросу, не затрагивая подход Москвы. Мы работали над данными проблемами в тесном сотрудничестве со своими российскими коллегами в Нью-Йорке. На высоком уровне шло также обсуждение темы между Вашингтоном и Москвой. Мы регулярно дискутируем по этим проблемам и сейчас.
═
– Президенты Путин и Буш обменивались мнениями по расширению СБ ООН?
═
– Я не готова сейчас ответить на ваш вопрос. Скажу лишь, что сейчас в Нью-Йорке президент наверняка будет поднимать в ходе всех своих встреч тему повышения эффективности ООН.
═
– В ходе своего недавнего визита в Германию президент Владимир Путин открыто поддержал заявку ФРГ на членство в СБ ООН. У США есть на сей счет возражения?
═
– Мы подчеркивали, что четко отвечает предложенным критериям лишь Япония, а остальные кандидатуры, в особенности Германия, требуют внимательного рассмотрения. Мы по ним еще не пришли к окончательному выводу. Вполне могут быть и другие страны, удовлетворяющие всем этим критериям.
═
– Повлияет ли, на ваш взгляд, доклад Комиссии Пола Волкера по злоупотреблениям в рамках ооновской программы «Нефть в обмен на продовольствие» (НОП) на ход начинающегося в Нью-Йорке Мирового саммита и 60-й сессии ГА ООН?
═
– В докладе Комиссии Волкера делается упор на необходимости ряда реформ, которые поддерживаем и мы. Пол Волкер заявлял, что все проблемы, которые его комиссии удалось выявить в НОПе, идут от структурных недостатков, а также обусловлены недостаточными возможностями генерального секретаря осуществлять эффективный контроль над подобными программами. Полагаем, что реформы поддерживают и большинство остальных стран – членов организации. Мы понимаем, что если ООН собирается сохранить эффективность и доверие к себе в ближайшие десятилетия, эти преобразования необходимы.
═
– Ваша оценка недавнего скандала вокруг российских сотрудников ООН, которые были арестованы по обвинениям в мошенничестве и отмывании денег, в том числе и в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие»? Скажется ли скандал с российскими ооновцами на имидже России в организации, а также в глазах Вашингтона?
═
– Что касается подробностей этих расследований, я бы адресовала ваш вопрос соответствующим правоохранительным структурам. Мы не вмешиваемся в дела, которыми занимается Минюст. В общем контексте отмечу, что этические нарушения, которые, возможно, имели место в ООН, – это важная причина, почему мы хотим провести управленческую реформу. Мы хотим быть уверены, что любой сотрудник ООН, любая программа этой международной организации соответствуют высочайшим моральным стандартам.
Россия – это важный и ценный член ООН. Мы очень ценим наши отношения с РФ и ее постоянным представителем при ООН. Полагаю, что они сохранят свою значимость и в дальнейшем, и Россия продолжит выступать на лидирующих позициях в ООН.
═
– И последний вопрос. В США, как и в России, в последние месяцы не раз высказывались предположения, что Вашингтон не хотел бы, чтобы генсек ООН Кофи Аннан отбыл свой нынешний срок на посту, заканчивающийся в 2006 г., до конца. Ваш комментарий?
═
– Мы поддерживаем генерального секретаря и его деятельность на этом посту. Он сделал вклад в очень важные моменты, включая реформу ООН, и мы благодарны ему за это.