Президент Ирака Джаляль Талабани утверждает, что Москва проводит в отношении Багдада 'нереалистичную политику'.
Фото Reuters
Президент Ирака Джаляль Талабани предпринял информационную атаку против России. Вчера в интервью российским СМИ он посетовал, что Москва проводит в отношении Багдада «нереалистичную политику, отражающую недружественное видение ситуации в Ираке». Обвинения Талабани, основанные, как следует из интервью, в том числе на реакции властей РФ на выборы в иракский парламент 30 января 2005 года, вызвали удивление и обеспокоенность российских дипломатов.
Реагировать на демарш иракского лидера, которого, пусть еще и не как президента, тепло принимали в конце 2003 года в Москве (именно тогда договорились о последовавшем списании с Ирака его многомиллиардного долга России), на Смоленской-Сенной вчера не торопились. Однако, как отметили источники «НГ», заявление Талабани не прошло незамеченным. Временный поверенный в делах РФ в Багдаде Илья Моргунов заявил «НГ», что в посольстве «анализируют ситуацию и пытаются понять, что подвигло президента Ирака на подобные высказывания». «Считаем, что заявления будут соответствующим образом прокомментированы руководством России и МИД РФ», – отметил Илья Моргунов.
Словесная атака Талабани вызвала недоумение и у наблюдателей. Многие задаются вопросом, почему именно сейчас, более чем через полгода после голосования, Багдад напомнил Москве о парламентских выборах. Действительно, Россия озвучивала идею, что на западе Ирака суннитские избиратели бойкотировали голосование. Но подобная реакция поступала и из ряда других столиц. Аналитики не исключают, что Талабани могла двигать обида: курд по национальности, он вполне справедливо отмечает, что при прежнем режиме в Ираке Москва ориентировалась на Саддама Хусейна, не замечая, как курдов травили химическим оружием... Кроме того, Талабани в Багдаде находится «в одной лодке» с американцами, обеспечивающими сохранность нынешнего режима. А США, как известно, испытывают сейчас немалые трудности в Ираке и наверняка отреагировали бы положительно, предложи президент Владимир Путин вступление России в международную коалицию. Однако Кремль пока заявлял лишь о готовности направить на берега Тигра и Евфрата своих гражданских специалистов.
В дипломатических кругах отмечают, что речь идет уже не о первых отрицательных высказываниях Талабани в адрес России, хотя и признают: настолько резко они прозвучали впервые. «Талабани – очень опытный и независимый политик. И для того, чтобы он сделал подобные заявления, кто-то или что-то должно было его подтолкнуть. Быть может, кто-то его и настраивает против России. Но строить прогнозы о том, кто это может быть, – дело неблагодарное», – сказал источник.
Между тем экономическая часть интервью вряд ли стала новостью для Москвы. Действительно, о возможной ревизии подписанных еще при Саддаме контрактов, в том числе на разработку нефтяных месторождений в Ираке, заговорили еще чуть ли не два года назад. Впрочем, полагают наблюдатели, речь пойдет скорее всего о ревизии всех контрактов саддамовских времен, заключенных Багдадом как с Россией, так и с другими странами.