Похоже, москвичи осознали наконец, что реформа ЖКХ коснется каждого из них. Это отмечают специалисты фонда «Коммунальная культура жизни», экспертной организации, консультирующей правительство Москвы по вопросам реформирования ЖКХ. Вот уже третий месяц в Москве круглосуточно действует телефон горячей линии фонда, посвященной проблемам столичной «коммуналки».
Если первое время среди звонков на горячую линию фонда преобладали жалобы на плохую работу коммунальных служб, то теперь, по свидетельству работников фонда «Коммунальная культура жизни», все больше звонков поступает от москвичей, ищущих совета, как создать товарищество собственников жилья и как выбрать для своего дома управляющую компанию.
В фонде положительно оценивают такую перемену общественных настроений. «Реформа ЖКХ является делом, касающимся каждого гражданина, – считает председатель совета фонда Наиль Гайнутдинов, – и в ней должны обязательно учитываться интересы населения. Реформа не должна привести к тяжелым социальным последствиям». В фонде считают, что способны оказать в этом действенную помощь, информируя и обучая граждан.
Старая коммунальная система к настоящему времени оказалась нежизнеспособной. В условиях, когда все общество живет по законам рынка, она тоже должна стать рыночной. Однако переход к рынку необязательно предполагает повышение цен, считают в фонде «Коммунальная культура жизни». Лучший способ обеспечить приемлемые для населения цены на услуги ЖКХ – развитие на этом рынке конкуренции, когда граждане смогут выбирать, кому доверить управление жильем. Все условия для этого сейчас есть, поскольку рынок коммунальных услуг привлекателен и на него стремятся многие.
Так, строительный бизнес начинает инвестировать деньги в управление построенными домами. Есть попытки освоения отрасли и финансово-промышленными группами общенационального масштаба. Что до мелкого бизнеса, прежде оказывавшего гражданам лишь отдельные услуги по ремонту, то он в эту сферу рвется довольно активно, как, кстати, и старые ДЕЗы.
В функции управляющих компаний входят обеспечение бесперебойной подачи тепла и света, функционирования лифтов, вывоза мусора, текущий и капитальный ремонт здания, благоустройство помещений и участка, безопасность проживания и многое-многое другое. При этом в Москве законом четко оговаривается необходимый минимум коммунальных услуг, оказываемых управляющей компанией по единым фиксированным расценкам и изначально заложенных в цену обслуживания. Так что при выполнении этих работ жильцам вообще ничего не нужно будет платить – за все это они уже заплатили при заключении договора. Таким образом, разница в тарифах управляющих компаний будет обусловлена исключительно затратами на дополнительные услуги, не входящие в данный список.
До 1 марта 2006 года жильцы каждого московского дома могут выбрать себе управляющую компанию. Но если кто-то в срок не уложится, выбор за них сделает муниципалитет. В этом случае граждане уже будут обязаны согласиться на те условия, которые им предложат. Поэтому с выбором мешкать не стоит.