0
888
Газета Идеи и люди Интернет-версия

09.09.2005 00:00:00

Левая монополия

Леонид Радзиховский

Об авторе: Леонид Александрович Радзиховский - публицист.

Тэги: нефтедоллар, путин, идеология


нефтедоллар, путин, идеология С учетом перспективы выборов непопулярным реформам дан сигнал: 'Стоп!'
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Владимир Путин перерезал ленточку и открыл сезон охоты на избирателей. Объявление «нового курса» президента можно считать официальным началом избирательного цикла 2007– 2008 годов.

Идеи этого цикла понятны – популизм, популизм, еще раз популизм. Что, между прочим, экспериментально доказывает, что наша демократия «обоюдоуправляема»: да, власть управляет выборами, но настроения народа управляют властью. Обратная связь с народом у власти в России есть – иначе электорату бы не вышвыривали «сена клок». Другого элемента демократии нет – ответственной государственной элиты. Впрочем, ответственная элита бывает и в авторитарных режимах, ответственная элита вообще является главным элементом любого здорового общества. Так что наше общество не столько «демократическое» или «авторитарное», сколько просто больное – у элиты слишком большие карманы, слишком короткие извилины.

Нефтедоллары «жгут ляжку», как сказал бы герой «Калины красной». «Десятки миллиардов Стабилизационного фонда – их же надо взлохматить».

Вопрос не в том, надо или не надо повышать зарплаты несчастным бюджетникам (из которых многие врачи и учителя совсем не так несчастны, как это рисуют официальные отчеты Росстата, но многие действительно находятся ниже всякой грани человеческого существования). Конечно, это подачка, притом вполне скромная, чтобы не сказать нищенская. (Не могу, впрочем, не заметить, что одна вещь меня истинно изумила – обещание повысить зарплату ученым до 30 000 рублей. Если сегодня, через 15 лет после начала реформ, приличный ученый так и не имеет грантов, не читает платных лекций, не работает по полгода в западных университетах, не связан с бизнесом, – то это очень странный человек! Наверняка такие есть, может быть, среди них есть даже серьезные специалисты, – но таким штучным экземплярам, наверное, нужны не столько деньги, сколько какая-то социально-психологическая реабилитация.)

Вопрос в идеологии всего этого дела. Идеология отчетливо левая, единственно понятная и популярная в стране. «Раздать, поделить». Государство живет на нефтедолларовую халяву – так поделитесь с народом, вы чего? Мы, народ, тоже ощущаем себя «природными рантье». Можно, конечно, задать избирателю вопрос: раздать┘ а что дальше? Но ответ и так ясен: ну, а дальше – новая раздача! Что мы, зря за вас голосовали?! А идея, овладевшая массами, становится материальной силой измеряемой в избирательных бюллетенях.

Путин поспешил уточнить: «Не должно быть, я подчеркиваю, проедания бюджета. Курс – на инвестиции в человека».

«Подчеркивать» можно сколько угодно и что угодно. Важно конкретное политическое решение. Оно очевидно – утром деньги, вечером голосование. Ну а реформы? А реформы – когда-нибудь. Ну не во время же выборов!..

Простодушный Миронов тут же творчески развил мысль Путина – государство, мол, должно вернуться в экономику. Президент его поправил: «Государство должно прежде всего создавать условия для участников рынка». Но вектор движения политики ясен – четко влево, как минимум до 2008 года. А как далеко зайдет это движение – кто же заранее знает?

Экономисты успокаивают: предложения Путина укладываются в рамки бюджета-2006, так что «нового» всплеска инфляции можно не ждать. Тем более что и так известно, что инфляция в 2006 году достигнет как минимум 10%. Но опять же – дело не в сухом расчете. Цифры, на которые сегодня ссылаются экономисты, завтра будут пересмотрены под влиянием левой политической моды, «стабилизационная юбка» будет еще и еще укорочена – пока она все равно слишком много прикрывает, кое-что не страшно и приоткрыть восхищенно-жадным взорам электората!

Аппетит пришел задолго до еды. В ходе выборов он неизбежно будет расти. Если нет политического и идеологического противовеса простой формуле: «Халява/ раздача = политика», то нас ждет не просто инфляция, но и много других интересных вещей. А противовеса нет – нет политиков, которые стали бы этим противовесом. Нет дураков, чтобы выдвигать идеи невкусных социальных реформ (а вкусные реформы сводятся все к тому же ускоренному прожиранию нефтедолларов) и финансовой дисциплины. Подобные идеи а) ненавистны большинству избирателей, б) отныне не поддерживаются, больше того, отвергнуты самой властью. Значит, вопреки всему отстаивать подобные идеи могли бы только действительно либералы, убежденные в своих взглядах, борющиеся не за страх, а за совесть. Таковых в России во властной элите не видно. Зато видно совсем других – «раскаявшихся демократов».

В общем, как было нетрудно предсказать, «левый поворот» победил: из «Матросской Тишины» быстро дошел до Кремля. Только отныне это – левая идеология Кремля и «Единой России», а «левая оппозиция» окажется третьей лишней в гармонии Народа и Власти.

Тут есть две исторические аналогии.

1920-е годы. Троцкисты борются со Сталиным. Какие у них были лозунги? Все те же – левый поворот. Тогда это звучало так: «Против Сталина! Повернуть огонь против нэпмана, кулака, бюрократа, повысить расценки рабочим, даешь индустриализацию! Да здравствует партийная демократия!» Как известно, власть спокойно взяла эти лозунги в руки – и товарищи троцкисты были не только административно разгромлены, но и идеологически кастрированы. Вы против Сталина? А почему? Что вы можете противопоставить? Вашу программу он в любом случае выполнил куда полнее, чем вы! И слева вам его не объехать. Остается еще, правда, «партийная демократия» – но, во-первых, она соблюдается, а во-вторых – зачем, собственно, она нужна?! Для выработки правильного курса, так? А курс и так правильный! Без вас обошлись┘

Аналогия очевидна. Чем же недовольны вы, господа, критикующие власть слева? Власть-то в отличие от вас не только говорит про необходимость «левых поворотов», но реально их осуществляет! Так что вы имеете противопоставить «разлагающемуся и гниющему режиму»? По какому вопросу у вас разногласия? Только по персональному?

Сегодня все публичные политики – левые. Не только КПРФ, «Родина». Резко полевеет и ЕР. И даже битые-перебитые либералы спешат снять последнюю рубаху, которая у них еще осталась, – политического влияния давно нет, популярность на нулевой отметке, но надо еще успеть отречься от своей прежней идеологии┘ успеть, чтобы окончательно исчезнуть с телеэкранов и из всякой политической жизни в полном неглиже. Личная цена «демократическим политикам» известна давно. Поэтому они и пролетели на выборах – доверия к ним нет, а как шоумен Жириновский бойчее. Теперь определилась и их идеологическая стоимость┘

Исход выборов вроде бы предрешен – ЕР будет доминировать в новой Думе, а назначенный Путиным преемник без проблем окажется в Кремле. И, может быть, это и неплохо! Потому что теперь уже ясно, что в случае, если бы был реальный выбор, реальная избирательная борьба, все свелось бы только к крикам со всех сторон: «Мало! Даешь! Бери больше, кидай дальше, отдыхай пока летит! Круче влево! Забирай круто влево, не боись, не перевернешь!» В любом случае, надо думать, страну к 2008 году занесет достаточно далеко – ну, а если сбить последний тормоз «управляемой демократии», то мы влетим – С ТАКИМИ ПОЛИТИКАМИ! – вообще черт знает куда┘

И последнее.

В стране нет (по крайней мере – не видно) убежденных либеральных политиков. Но страна не только объективно нуждается в их существовании. В стране есть и субъективные силы, готовые поддержать таких политиков – если бы было кого поддерживать.

Это тот класс людей (не знаю уж, какой он там «средний» или «не средний»), который «по жизни» знает несколько простых истин. Бесплатных завтраков не бывает. Живете плохо – а работать не пробовали? Сгодится и открытие эпохи развитого социализма: «Экономика должна быть экономной» – эта истина сегодня тоже звучит революционно и парадоксально.

Да, так рассуждает меньшинство. Так живет (и может жить) тоже меньшинство. Но на политическом рынке сегодня не оказалось выразителей идеологии этого меньшинства – разве что «правое крыло» все той же «Единой России», если, впрочем, само это крыло не развернется влево┘

А когда вся команда сгрудилась на левом борту, не стоит удивляться, если судно накренится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
957
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
990
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
438
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
624

Другие новости