В жизни единственной на настоящий момент государственной нефтяной компании «Роснефть» – важный момент: она отмечает свое 10-летие. Пожалуй, ничего странного в этом нет: сейчас все подряд юбилеи празднуют, славное время приватизации вспоминают. А вот через три года все вместе будем праздновать 10-летие августовского кризиса. Но очень уж «Роснефть» к своему юбилейному году прославилась, приобретя аккурат под Новый, 2005 год контрольный пакет акций одного из крупнейших нефтедобывающих предприятий России – «Юганскнефтегаз». Сделка была такой громкой, что до сих пор о ней говорят.
«Роснефть» предпочитает на эту тему много не распространяться. В руководстве компании лишь упорно повторяют: «Это не случайность. Это закономерный итог. Интегрирование крупнейшего отечественного нефтегазодобывающего предприятия в производственную структуру «Роснефти» стало возможным благодаря самоотдаче и целеустремленности, которые были продемонстрированы руководством и всем коллективом нашей компании». Конечно, имеется в виду не весь срок жизни «Роснефти», а лишь последние 7 лет, когда после августовского дефолта 1998-го всерьез стоял вопрос о ликвидации «Роснефти». Из кризиса «Роснефть» вышла в тяжелейшем финансовом состоянии. Нефтедобыча дорабатывала некогда эффективные ресурсы, переработка функционировала на треть от своей потенциальной мощности, сбытовые предприятия утрачивали позиции на региональных рынках. Оборудование – изношенное, технологии – устаревшие, активы фактически неконтролируемые. В конце 1998 года оценочная стоимость компании составляла менее 500 млн. долл. (сегодня – около 26 млрд. долл.).
Перед новым руководством «Роснефти» во главе с Сергеем Богданчиковым задача стояла, мягко говоря, непростая. Зато очень лаконичная: «восстановить утраченные позиции «Роснефти» на рынке». Весь 1999 год шла инвентаризация активов, восстановление над ними контроля. Параллельно заново выстраивалась система управления, проходила реструктуризация. В этом же году «Роснефть» добыла первую нефть на шельфе Сахалина и приступила к реконструкции своего основного перерабатывающего предприятия – Комсомольского НПЗ.
В 2001 году была разработана «Стратегия развития ОАО «НК «Роснефть» на период до 2020 года». Стратегия была одобрена советом директоров компании и предполагала региональное разделение активов и сбалансированное развитие в каждом из регионов. «Роснефть» выделила четыре основные зоны своих стратегических интересов: Дальний Восток, Сибирь, Северо-Запад и Юг европейской части России. И в каждом из них стояла задача построить замкнутый производственный цикл: от добычи сырья до сбыта готовой продукции.
К 2002 году компанию уже стали замечать на рынке: она активно приобретала лицензии на новые участки, начала работы на арктическом шельфе, вошла в российско-казахстанский проект освоения перспективной структуры Курмангазы в Каспийском море. В 2003-м наращивание активов продолжилось. В состав «Роснефти» вошла «Северная нефть», была приобретена Англо-Сибирская нефтяная компания (ASOC), что дало возможность получить доступ к разработке Ванкорского месторождения в Красноярском крае. В том же 2003 году уровень добычи нефти компании приблизился к 20-миллионному рубежу.
2004-й, ясное дело, запомнился больше всего, как уже сказано, покупкой контрольного пакета акций «Юганскнефтегаза». Но, оказывается, «Роснефть» еще кое-что успела за этот год сделать: ввела в действие уникальную для России транспортную схему экспорта нефти через железнодорожный терминал Приводино и плавучее нефтехранилище – танкер-накопитель «Белокаменка» на рейде Мурманска в Кольском заливе.
С покупкой «Юганскнефтегаза» «Роснефть» вошла в тройку лидеров нефтегазовой индустрии страны. В юбилейном для себя году компания планирует добыть 75,3 млн. тонн нефти, что на 250% больше показателя 2004 года, и 12,9 млрд. куб. м газа (рост на 34%).
Конкурентам есть чему завидовать. Президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, поздравляя «Роснефть» с юбилеем, сказал: «За истекший период коллективу и руководству «Роснефти» удалось не только преодолеть объективные трудности, восстановить твердые позиции в отрасли, но и обеспечить поступательное, перспективное развитие компании. Успехи «Роснефти» наглядно обозначают роль компании в качестве проводника стратегических интересов государства как в нефтегазовой отрасли, так и во всем топливно-энергетическом комплексе России».