Глава ПА Махмуд Аббас, премьер-министр Ахмед Куреи и спикер парламента Рухи Фаттух вовлечены сегодня в политическую 'войну всех против всех'.
Фото Reuters
Все региональное и международное внимание сейчас сосредоточено на уходе Израиля из сектора Газа. Между тем в Палестинской автономии (ПА) вошло в критическую фазу многостороннее политическое противостояние. По разные стороны баррикад оказались председатель автономии Махмуд Аббас и премьер-министр Ахмед Куреи, «старая гвардия» движения покойного Ясира Арафата ФАТХ и молодые фатховцы. Все они при этом состязаются с исламистским ХАМАСом.
«Старая гвардия» ФАТХа, самой яркой фигурой которой является Куреи, сделала потенциально судьбоносный шаг. Она намерена блокировать внутреннюю реформу и демократизацию автономии и лишить ХАМАС какого бы то ни было шанса принять участие в разделе реальной власти, даже если хамасовцы успешно выступят на предстоящих парламентских выборах. Наиболее вероятный исход, на который надеются люди Куреи, – расколоть ФАТХ, подтолкнуть ХАМАС к смещению палестинской администрации в полном составе таким образом, чтобы в итоге бразды правления автономией остались в руках все более авторитарной и неподотчетной «старой гвардии».
Старые сподвижники Арафата демонстрируют решимость защитить свою привилегированную позицию в политической системе и руководстве автономии. Отчасти это особое положение позволяет им избегать привлечения к ответственности за коррупцию и злоупотребления властью, имевшие место с момента создания палестинской национальной администрации в 1994 г. Кроме того, привилегированная позиция дает возможность «старой гвардии» и далее бесконтрольно раздувать штаты в госсекторе.
Не менее важно желание «старой гвардии» сохранить свою монополию на принятие решений в процессе мирного урегулирования с Израилем. Речь идет о дальнейшем следовании международному мирному плану «Дорожная карта», который старые фатховцы поддерживают якобы в противовес стратегии ХАМАСа, комбинирующего дипломатию и силовые методы. Между тем отметим, что ХАМАС сигнализировал о своей готовности прекратить насилие и предоставить гарантии безопасности в случае, если ему позволят войти в правительство автономии, а Израиль и международное сообщество пойдут на признание его как достойного собеседника. Но «старая гвардия» рассматривает свою монополию во власти как ключевой фактор для сохранения контроля и доступа к крупным вливаниям международной помощи. Именно благодаря этой помощи она, похоже, надеется на выборах переманить сторонников ХАМАСа на свою сторону.
Решив в первые полгода после смерти бывшего главы ПА Ясира Арафата противодействовать реформам пассивно, в последнее время «старая гвардия» активизировалась сразу на трех фронтах. Во-первых, она публично выступила против давних требований молодых фатховцев демократизировать движение (последние предлагали созвать первый за последние 16 лет общий съезд ФАТХа, чтобы провести праймериз для определения кандидатов от этого движения на предстоящих парламентских выборах). Центральный комитет и Революционный совет движения – атрофировавшиеся органы, где преобладают престарелые «аутсайдеры» Организации освобождения Палестины, вернувшиеся в автономию из изгнания вместе с Арафатом в 1993 г., – фактически сорвали съезд ФАТХа. Изначально он намечался на начало августа, но был отложен на апрель 2006 г., а идея внутренних выборов (праймериз) вообще была отвергнута.
«Молодая гвардия» ФАТХа, состоящая из местных кадров и активистов интифады с Западного берега и из сектора Газа, восприняла это как объявление войны. В ответ молодые фатховцы угрожают пойти на выборы собственными списками, и они вполне способны добиться неплохих результатов под руководством популярного Марвана Баргути, который сейчас отбывает срок в израильской тюрьме за участие в интифаде. В свою очередь, «старая гвардия» пытается расколоть оппозицию, предлагая привлекательные руководящие посты ведущим диссидентам и парламентариям. Так или иначе, ФАТХ рискует пострадать от разрушительного раскола – к выгоде ХАМАСа на выборах.
Во-вторых, в начале июля «старая гвардия» публично озвучила свое намерение отложить парламентские выборы до января 2006 г., после того как ХАМАС успешно выступил на муниципальных выборах ранее в этом году. Это полностью противоречило обещанию, которое Аббас дал ХАМАСу, – провести выборы в середине июля, взамен чего ХАМАС в свое время согласился приостановить атаки на Израиль. Как и можно было предположить, ХАМАС отомстил ракетными и минометными обстрелами израильских поселений в секторе Газа и его окрестностях.
«Старая гвардия» ФАТХа, очевидно, опасается, что, несмотря на выигранное время, она может не одолеть ХАМАС на выборах. Поэтому она открыла еще один, третий фронт, попытавшись протащить через парламент существенную поправку в Конституцию. Согласно этой поправке, ключевыми законодательными полномочиями, контролем над службами безопасности, полномочиями по проведению внешней политики и заключению мирных соглашений должен быть наделен председатель автономии. В результате ХАМАС мог бы остаться бессильным, даже если бы получил в парламенте большинство или вошел в кабинет. Если бы поправка прошла, на маргинальность были бы обречены и молодые кандидаты ФАТХа, которые будут избраны. Одним словом, «старая гвардия» угрожает разрушить палестинскую парламентскую демократию и восстановить концентрацию власти в руках председателя – ту самую концентрацию, которой так и не сумел как следует воспользоваться Арафат.
К счастью, нашлось достаточно депутатов-фатховцев, которые, несмотря на предложенные им министерские посты, воспротивились предложенной поправке и провалили ее. Но противостояние далеко не закончено: если уход Израиля из сектора Газа вызовет потасовку между ХАМАСом, ФАТХом и силами безопасности палестинской администрации, «старая гвардия» воспользуется кризисом для того, чтобы укрепить свои позиции. Куреи уже опроверг очевидную всем истину о неспособности сил безопасности автономии исполнять возложенные на них функции в преддверии размежевания. Почти 80% офицеров не являются на службу, многие уже продали оружие или даже вступили в ХАМАС. Палестинские правоохранительные органы нуждаются в реформах, против которых постоянно выступает Куреи.
В предстоящие несколько недель Аббасу следовало бы недвусмысленно выступить против «старой гвардии». До сих пор его непротивление по поводу проведения праймериз в движении ФАТХ и переноса парламентских выборов воодушевляло «старую гвардию» на продолжение разрушительной политики отчуждения ХАМАСа и молодых фатховцев. Политически ослабило Аббаса и израильское правительство – оно так и не сдержало обещаний ослабить экономическую блокаду и освобождать заключенных палестинцев, а также излишне медлило с координированием вывода еврейских поселений из сектора Газа с палестинцами. Ощущая слабость Аббаса и зная о дряхлости палестинской администрации, ХАМАС готовится ускорить отстранение от власти администрации и замену ее своей собственной.
Необходимо срочное и мощное политическое вмешательство США и Евросоюза, подкрепленное угрозой ограничения помощи. Только так можно укрепить решимость Аббаса и продемонстрировать всем цену политики «старой гвардии». Евросоюз и США также должны повысить доверие к Аббасу, настояв на том, чтобы Израиль выполнял свои наиболее важные обязательства.
Остальное зависит лишь от Аббаса. Ему следовало бы сделать три вещи: безоговорочно воспротивиться конституционным поправкам, предлагаемым «старой гвардией»; объявить более раннюю дату парламентских выборов, проконсультировавшись с ХАМАСом и другими; гарантировать проведение праймериз в движении ФАТХа до всеобщих выборов. Если Аббас пойдет на поводу у обстоятельств, ему останется единственная возможность – отправить Куреи в отставку и сформировать чрезвычайный кабинет. Последний уже предпримет шаги, необходимые для предотвращения полного развала властных структур.
═
Лондон
═
Из досье «НГ»
═
Доктор Езид Саик – руководитель программы ближневосточных исследований Королевского колледжа (Лондон). Бывший участник мирных переговоров со стороны ПА и экс-советник в руководстве автономии. Один из авторов «Доклада независимой комиссии по укреплению палестинских общественных институтов» (Нью-Йорк, Совет по внешней политике, 1999 г.). Автор книги «Вооруженная борьба и путь к государству: палестинское национальное движение, 1949–1993» (OUP, 1997 г.).