Минуло три года с момента запуска аэроэкспресса, соединяющего аэропорт «Домодедово» и центр Москвы. Изначально уникальная для российской транспортной сферы система, связавшая в единую технологическую цепочку авиа- и железнодорожные перевозки, не прекращала удивлять своими рекордами.
Только за первые два года работы рост пассажиропотока на направлении Павелецкая – Домодедово составил 303%! Сегодня в среднем скоростной поезд перевозит в день до 7,5 тыс. пассажиров, или около четверти от общего пассажиропотока аэропорта «Домодедово», тогда как в 2002 году только около трех тысяч человек пользовались скоростной электричкой. За первое полугодие текущего года услугами аэроэкспресса воспользовались почти 1,5 млн., что на 17% больше, чем за аналогичный период 2004 года. Популярность среди авиапассажиров скоростной электрички подтверждается не только этими цифрами.
За три года существования данного транспортного сообщения обработано и перевезено более 8,6 тыс. тонн авиабагажа. За период с 2002 по июль 2005 года количество мест перевезенного багажа увеличилось с 45 тысяч до порядка 300 тысяч единиц багажа в год.
Всего за прошедшие три года по маршруту Павелецкий вокзал – аэропорт «Домодедово» аэроэкспрессом перевезено около 6,5 млн. пассажиров, что равно половине годового пассажиропотока аэропорта.
Весь процесс транспортного сообщения основан на тактовом, с интервалом в 30 минут в утренние и вечерние часы и каждый час днем, движении составов из восьми комфортабельных вагонов, прибывающих в пункт назначения за 40 минут. И если к данной системе добавить опробованную технологию Air Rail Service, где стоимость проезда на аэроэкспрессе включена в авиабилет и предоставлена возможность бесплатной регистрации за 24 часа до вылета рейса, а также совмещение времени прилета и вылета самолета с расписанием электрички, то преимущество скоростной транспортной системы бесспорно.
Подобные проекты в мире получили название «интермодальные перевозки» и в основном используются при смешанном сообщении железнодорожным и авиатранспортом. В мире существует уже много примеров, когда аэропорты связаны с крупными городами железной дорогой. Один из последних примеров маршрут Нахария–Хайфа – аэропорт «Бен Гурион» в Израиле. По данному маршруту курсируют 64 рейса ежедневно, в «Домодедово» пока оперируют 46. В рамках скоростной транспортной системы активно действуют две интермодальные программы – «Воздушный экспресс Самара» ≈ 199 минут до центра Москвы», «Из Москвы в Санкт-Петербург за 2 часа 20 минут». Планируется дальнейшее развитие этих программ.
В перспективе развития скоростной транспортной системы значительное сокращение времени в пути за счет строительства второго пути на участке «Авиационная – Космос – Аэропорт», введение 20-минутного тактового движения, увеличение состава до десяти вагонов, использование вагона первого класса, а также увеличение частоты курсирования электропоезда в утренние и вечерние часы. В самое ближайшее время будет введена турникетная система доступа на перрон в аэропорту. Внедрение этой системы позволит реализовать ряд льготных программ, таких, как билет «туда-обратно», и ввести различные системы скидок на проезд.