Сегодня уже 26 стран мира испытали на себе последствия страшного зла – терроризма. И ни одно государство не застраховано от новых чудовищных акций. Естественно, что борьба с международным терроризмом становится одной из основных задач, стоящих перед человечеством. Бомбы террористов не отличают христиан от мусульман, иудеев от буддистов, мужчин от женщин.
Справиться с этой проблемой нелегко: предлагаются различные рецепты. Известный американский журналист Томас Фридман в газете «International Herald Tribune» 9–10 июля с.г. писал: «Либо исламский мир действительно начнет сдерживать собственных экстремистов, если выяснится, что они стоят за взрывами в Лондоне, либо Запад сделает это за них, и Запад сделает это грубо и жестоко – просто вытесняя их, отказывая им в визах. И сделает это так, что каждый мусульманин на практике будет считаться виновным, пока не докажет обратное». Еще дальше пошел член палаты представителей США Том Танкредо, заявив, что в случае ядерного теракта на территории США ответному удару подвергнется священный для мусульман город Мекка (данный выпад Танкредо, разумеется, несопоставим с недавней историей с осквернением Корана на базе Гуантанамо).
Весьма жесткие угрозы исламскому миру для кого-то выглядят логичными – «око за око, зуб за зуб». Но к чему приведет подобная тактика? К новым разделительным линиям или новым железным занавесам. Такого рода высказывания позволяют исламским экстремистам утверждать, что Запад ведет против них войну цивилизаций.
Первая эмоциональная реакция не всегда бывает верной. Естественно, с терроризмом надо бороться, но только силовыми средствами с этой болезнью не справиться. Нужно внимательней посмотреть на истинные причины террора, понять, почему люди, прожившие всю сознательную жизнь на Западе, идут на отчаянные акции.
Разумеется, любая точка зрения имеет право на существование, но призывы к новой холодной или даже горячей войне вряд ли окажут содействие в устранении болезни. Ведь террористы и добиваются того, чтобы столкновение цивилизаций стало свершившимся фактом. Если принять их способ мышления, то мы, по сути, будем создавать новые конфликтные ситуации.
Понятно, что террористам нет оправдания, но становится не по себе, когда логику их действий берут на вооружение и некоторые российские ученные, которые предлагают начать настоящий крестовый поход против мусульманских стран, когда они призывают к «новой войне», к «ограничению гражданских свобод». Дело доходит до того, что в период глобализации, растущей взаимозависимости государств предлагается объявить «экономическую блокаду арабским странам». Утверждается, что направление терактов одно – «европейская, христианская цивилизация».
Из этого несложно сделать вывод, что нам всем стоит объединяться против мусульман. Можно представить, куда заведет подобная логика и что станет с миром, если руководители государств примут такого рода советы к выполнению.
Лицо международного терроризма проявляется в попрании фундаментальных нравственных ценностей, в презрении к человеческой жизни, поэтому с террористами невозможно и бесполезно договариваться. Однако слов осуждения сегодня недостаточно, нужны реальные действия. Следует четко осознать, что делить террористов на хороших и плохих, на беглых преступников и политических беженцев нельзя. Политика двойных стандартов способна привести к губительным результатам. Английский премьер-министр Тони Блэр прав относительно того, что, как и в случае с лондонскими терактами, речь идет о небольшой группе радикалов, извращающих ислам, ничего общего не имеющих с многими миллионами мусульман, являющихся законопослушными и добропорядочными гражданами.
Дальновидные политики и на Западе, и в исламском мире, да и в России неоднократно указывали на то, что в деле противостояния терроризму нельзя бороться только с его симптомами. Необходимо обратить внимание на глубинные причины явления. И здесь существует почти консенсусное мнение о том, что без ликвидации вопиющего неравенства между доходами бедных и богатых стран невозможно реально надеяться на победу со злом; что именно чувство униженности и оскорбленности толкает молодых мусульман в объятия радикалов, и поэтому скорейшее урегулирование среди прочего арабо-израильского конфликта могло бы сыграть здесь конструктивную роль.
Все большее число политологов приходит к выводу о том, что присутствие войск США и Англии в Ираке сделало эту страну центром притяжения и своего рода школой для террористов. Ирак действительно стал рассадником терроризма. Видимо, нельзя игнорировать мнение Британского королевского института международных отношений, считающего, что чрезмерно активная поддержка Вашингтона со стороны английских властей в Ираке и Афганистане привела к тому, что «Аль-Каида» переключила свое внимание на Великобританию, вербуя боевиков среди подданных ее величества».
Многие деятели развивающихся стран указывают, что именно политика США в Палестине, Ираке и Афганистане толкает в ряды радикалов молодых мусульман, выступающих не против модернизации и реформ, а против давления и навязывания исламскому миру западного образа жизни. С другой стороны, все больше лидеров мусульманского мира, как, например, президент Пакистана Первез Мушарраф, призывают объявить войну «терроризму, экстремизму, нетерпимости, чтобы показать всему миру, что мусульмане живут в соответствии с законами всеобщего братства и не приемлют насилие».
Новейшие достижения в коммуникациях сделали все части нашей планеты взаимосвязанными. Учитывая, что мы сталкиваемся с общими глобальными проблемами, сегодня как никогда важно единство действий человечества.
Новые разделительные линии или заборы не могут спасти от появляющихся вызовов и угроз. Как загрязнение окружающей среды нельзя остановить на национальных границах, так и с терроризмом невозможно бороться в одиночку и только военной силой. Чем скорее мы осознаем это, тем успешней будет борьба. И речь здесь не только о поддержке действий полиции и спецслужб, но и о воспитании терпимости и уважительного отношения к людям других национальностей, цивилизаций и религий. На путях ксенофобии и расизма нам не удастся построить безопасный мир и спасти планету от разрушения. Думать, что можно кого-либо заставить быть счастливым, – наивное заблуждение. Именно экстремисты пытаются подтолкнуть нас к мысли о том, что «столкновение цивилизаций» неизбежно. Если мы пойдем у них на поводу, то к чему мы придем?
Поэтому к борьбе с терроризмом нужно подходить осторожно и квалифицированно, чтобы не получилось так, будто мы помогаем и потворствуем террористам. Без системного, продуманного подхода к искоренению чумы ХХI века победить эту болезнь нельзя.
Рецепт здесь прост – экстремистов надо изолировать, а обвинять в терроризме целые религии или цивилизации – путь в никуда.