Агентство экономических новостей по заказу «Независимой газеты» продолжает регулярное исследование на тему: насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам июня текущего года. 67 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов – предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. Причем средняя оценка, поставленная экспертами, соответствовала следующей эффективности лоббирования: от 0 до 1 – очень слабая, от 1 до 2 – слабая, от 2 до 3 – средняя, от 3 до 4 – сильная, от 4 до 5 – очень сильная.
В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов – «Трибуна», Н.Вардуль – ИД «Коммерсантъ», А.Кондратьев – ИД «Коммерсантъ», Б.Леонов – «Труд», М.Леонтьев – Первый канал, Ш.Муладжанов – «Московская правда», П.Орехин – «Независимая газета», С.Туранов – Агентство экономических новостей, А.Тутушкин – «Ведомости», Ю.Якутин – «Экономика и жизнь» и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и иных организаций, сами лоббисты (Ю.Бондаренко – Центр национальных исследований, В.Ермаков – ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие», В.Желнин – Ассоциация рекламодателей, А.Зудин – Центр политических технологий, Ю.Любашевский – Независимый институт политических технологий, С.Марков – Институт политических исследований, А.Нечаев – Московский финансовый клуб, В.Никонов – фонд «Политика», Д.Орешкин – аналитическая группа «Меркатор», М.Урнов – фонд аналитических программ «Экспертиза», И.Харичев – Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков – Совет по национальной стратегии), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Одним из основных направлений лоббистской деятельности региональных лидеров является привлечение инвестиций. В июне на этом поприще преуспели губернаторы Ленинградской области и Санкт-Петербурга, соответственно Валерий Сердюков и Валентина Матвиенко. Первый заработал очки за счет того, что «Сургутнефтегаз» принял решение о начале строительства в Приморске крупного нефтеперерабатывающего завода. Договор об этом между нефтяной компанией и правительством области подписан три года назад, и его реанимация сулит региону дополнительные бюджетные поступления. Матвиенко решила не отставать от соседа. Она договорилась с главой «Газпрома» Алексеем Миллером о строительстве новой Юго-Западной ТЭЦ, которая не будет зависеть от РАО «ЕЭС России». Власти Северной столицы намерены получить в ТЭЦ блокирующий пакет, остальные акции достанутся инвесторам.
В очередной раз проявилась еще одна тенденция – рейтинг губернаторов обычно повышается после успешных встреч с президентом. На этот раз укрепление позиций ярославского губернатора Анатолия Лисицына можно объяснить тем, что на встрече с Владимиром Путиным ему удалось договориться о финансировании федеральной программы строительства моста через Волгу, а также о долях финансового участия Центра и области в крупном социальном проекте расселения ветхого жилья.
В «профессиональной» номинации отличился министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Благодаря его стараниям правительство выделило более 6 млрд. руб. на зерновые интервенции в этом году. В результате цены на зерно будут поддерживаться в определенном коридоре. Дальнейшая динамика рейтинга Гордеева будет зависеть от успеха его лоббистских усилий, направленных на создание государственной страховой компании для АПК.
Динамика рейтинга помощника президента Михаила Лесина и министра промышленности и энергетики Виктора Христенко оказалась разнонаправленной. Ухудшение позиций последнего можно объяснить тем, что Христенко никак не удается запустить лоббируемый им проект создания объединенной компании, в которую войдут крупнейшие отечественные частные и государственные авиастроительные фирмы. Минпромэнерго пока не может согласовать с администрацией президента проект указа о создании объединенной компании. Продвижение наверх Лесина, по-видимому, обусловлено успешным лоббированием проекта создания глобального информационного канала Russia Today. Начало вещания нового канала планируется на осень.
Укрепление позиций Андрея Гурьева (Совет Федерации, «ФосАгро») связано с тем, что новая политика химического холдинга «ФосАгро», направленная на комплексную переработку минерального сырья, получила поддержку в государственных структурах власти, в том числе в ряде министерств. Это подтвердил и прошедший в июне Петербургский экономический форум.
В этой же номинации дебютировал руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. В июне премьер-министр Михаил Фрадков подписал проект закона «О защите конкуренции», активно лоббируемый Артемьевым. Теперь законопроект будет внесен в Госдуму. Он кардинально изменит ситуацию с конкуренцией в России. А проект закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях» предполагает беспрецедентное увеличение штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства.
В номинации «первых лиц» улучшились позиции некоторых банкиров. Увеличение «веса» главы Внешторгбанка Андрея Костина коррелирует с тем, что он пролоббировал в правительстве назначение руководителя кипрской «дочки» ВТБ Андрея Серебрякова председателем правления Международного инвестиционного банка.
Позиции Внешторгбанка в рейтинге усилились и за счет назначения Михаила Задорнова главой еще одной его «дочки», Гута-банка. Появление Задорнова в рейтинговой таблице не случайно. Он считается эффективным лоббистом и ранее, будучи депутатом Госдумы, неоднократно появлялся в «топ-25» «профессиональной» номинации.
Положительная динамика рейтинга председателя правления МДМ-банка Андрея Савельева связана с его удачным выступлением в Совете Федерации, посвященным защите прав банков-кредиторов. Тем самым он подтвердил свою репутацию одного из основных лоббистов интересов банковского сообщества.
Лоббисты – первые лица
N | Ф.И.О. | В июне 2005г. | В мае 2005г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Медведев Д.А. (администрация президента) | 4,31 | 4,28 |
2 | Миллер А.Б. (⌠Газпром■) | 4,28 | 4,23 |
3 | Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) | 4,07 | 4,02 |
4 | Алекперов В.Ю. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 4,04 | 4,04 |
5 | Чубайс А.Б. (РАО ⌠ЕЭС России■) | 4,02 | 3,96 |
Сильная эффективность | |||
6-7 | Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) | 3,87 | 3,85 |
6-7 | Костин А.Л. (Внешторгбанк) | 3,87 | 3,78 |
8 | Фридман М.М. (Холдинг ⌠Альфа-групп■) | 3,82 | 3,85 |
9-10 | Вайншток С.М. (⌠Транснефть■) | 3,80 | 3,80 |
9-10 | Потанин В.О. (⌠ИНТЕРРОС■) | 3,80 | 3,76 |
11 | Дерипаска О.В. (⌠Базовый элемент■, ⌠Русский алюминий■) | 3,79 | 3,70 |
12 | Столяренко В.М. (АКБ ⌠ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК■) | 3,77 | 3,76 |
13 | Евтушенков В.П. (АФК ⌠Система■) | 3,74 | 3,98 |
14 | Богданов В.Л. (⌠Сургутнефтегаз■) | 3,68 | 3,64 |
15 | Богданчиков С.М. (⌠Роснефть■) | 3,66 | 3,64 |
16 | Рашевский В.В. (⌠СУЭК■) | 3,65 | 3,62 |
17 | Гуцериев М.С. (⌠Русснефть■) | 3,62 | 3,60 |
18 | Коган В.И. (Банкирский дом ⌠Санкт-Петербург■) | 3,18 | 3,27 |
19 | Савельев А.Н. (МДМ-банк) | 3,12 | 2,87 |
20 | Дмитриев В.А. (Внешэкономбанк) | 3,10 | 3,21 |
Средняя эффективность | |||
21 | Каданников В.В. (⌠АвтоВАЗ■) | 2,39 | 2,33 |
22 | Усманов А.Б. (Газпроминвестхолдинг ) | 2,32 | 2,28 |
23 | Задорнов М.М. (Гута-банк) | 2,28 | - |
24-25 | Мордашов А.А. (⌠Северсталь■, ⌠Северсталь-групп■) | 2,25 | 2,18 |
24-25 | Чемезов С.В. (⌠Рособоронэкспорт■) | 2,25 | 2,24 |
Средний рейтинг |
3,47 | 3,44 |
Лоббисты – региональные лидеры
№ | Ф.И.О. | В июне 2005 г. | В мае 2005 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1. | Лужков Ю.М. (Москва) | 4,28 | 4,20 |
2. | Матвиенко В.И. (Санкт-Петербург) | 4,25 | 4,18 |
3. | Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) | 4,23 | 4,20 |
4. | Лисицын А.И. (Ярославская область) | 4,11 | 4,04 |
5. | Абрамович Р.А. (Чукотский АО) | 4,08 | 4,03 |
6. | Тулеев А.М. (Кемеровская область) | 4,02 | 3,97 |
Сильная эффективность | |||
7-8. | Сердюков В.П. (Ленинградская область) | 3,69 | 3,43 |
7-8. | Ткачев А.Н. (Краснодарский край) | 3,69 | 3,97 |
9. | Россель Э.Э. (Свердловская область) | 3,41 | 3,37 |
10. | Позгалев В.Е. (Вологодская область) | 3,08 | 3,13 |
Средняя эффективность | |||
11. | Хлопонин А.Г. (Красноярский край) | 2,87 | 2,78 |
12. | Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) | 2,71 | 2,48 |
13-14. | Алханов А.Д. (Чеченская Республика) | 2,69 | 2,40 |
13-14. | Громов Б.В. (Московская область) | 2,69 | 2,51 |
15. | Кадыров Р.А. (Чеченская Республика) | 2,67 | 2,35 |
16. | Прусак М.М. (Новгородская область) | 2,65 | 3,23 |
17. | Строев Е.С. (Орловская область) | 2,43 | 2,37 |
18. | Дарькин С.М. (Приморский край) | 2,40 | 2,42 |
19. | Титов К.А. (Самарская область) | 2,38 | 2,42 |
20-21. | Собянин С.С. (Тюменская область) | 2,25 | 2,28 |
20-21. | Магомедов М.М. (Республика Дагестан) | 2,25 | 2,23 |
22. | Зязиков М.М. (Республика Ингушетия) | 2,20 | 2,17 |
23-24. | Штыров В.А. (Республика Саха (Якутия) | 2,12 | 2,05 |
23-24. | Неелов Ю.В. (Ямало-Ненецкий АО) | 2,12 | 2,15 |
25. | Егоров В.Г. (Калининградская область) | 2,09 | 2,03 |
Средний рейтинг |
3,01 | 2,98 |
Лоббисты – ⌠профессионалы■
N | Ф.И.О. | В июне 2005г. | В мае 2005г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Сурков В.Ю. (администрация президента) | 4,34 | 4,39 |
2 | Кудрин А.Л. (Министерство финансов) | 4,30 | 4,33 |
3 | Козак Д.Н. (полномочный представитель президента в Южном федеральном округе) | 4,28 | 4,23 |
4 | Греф Г.О. (Министерство экономического развития и торговли) | 4,23 | 4,33 |
5 | Шувалов И.И. (помощник президента) | 4,08 | 4,02 |
6 | Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) | 4,02 | 4,03 |
Сильная эффективность | |||
7 | Христенко В.Б. (Министерство промышленности и энергетики) | 3,98 | 4,05 |
8 | Примаков Е.М. (Торгово-промышленная палата РФ) | 3,75 | 3,79 |
9 | Лесин М.Ю. (советник президента) | 3,71 | 3,63 |
10 | Ресин В.И. (правительство Москвы) | 3,69 | 3,67 |
11 | Зурабов М.Ю. (Министерство здравоохранения и социального развития) | 3,64 | 3,67 |
12 | Торшин А.П. (Совет Федерации) | 3,53 | 3,51 |
13-14 | Гордеев А.В. (Министерство сельского хозяйства) | 3,51 | 3,42 |
13-14 | Авен П.О. (Альфа-банк) | 3,51 | 3,51 |
15 | Березовский Б.А. (портфельный инвестор) | 3,44 | 3,40 |
16 | Гурьев А.Г. (Совет Федерации, ⌠ФосАгро■) | 3,42 | 3,35 |
17-18 | Хан Г.Б. (ТНК-ВР) | 3,35 | 3,37 |
17-18 | Шохин А.Н. (Координационный совет предпринимательских союзов России, ⌠Ренессанс Капитал■) | 3,35 | 3,30 |
19 | Федун Л.А. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,30 | 3,28 |
20-21 | Рейман Л.Д. (Министерство информационных технологий и связи) | 3,26 | 3,30 |
20-21 | Вьюгин О.В. (Федеральная служба по финансовым рынкам) | 3,26 | 3,28 |
22 | Черной Л.С. (портфельный инвестор) | 3,24 | 3,24 |
Средняя эффективность | |||
23 | Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 2,91 | 2,82 |
24-25 | Язев В.А. (депутат Госдумы, Российское газовое общество) | 2,65 | 2,67 |
24-25 | Артемьев И.Ю. (Федеральная антимонопольная служба) | 2,65 | 2,58 |
Средний рейтинг |
3,58 | 3,57 | |
Агентство экономических новостей, 2005 |