0
1056
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.07.2005 00:00:00

Контрактный волюнтаризм

Тэги: армия, контракт, скво, минобороны


армия, контракт, скво, минобороны Мужчин для контрактной службы не хватает.
Фото Reuters

7 июля в Ростове-на-Дону на совещании с командным составом в штабе Северо-Кавказского военного округа обсуждался один из самых злободневных для Вооруженных сил вопросов – набор контрактников.

СКВО – округ особенный, на его территории дислоцируется большинство воинских частей и соединений постоянной готовности. «Именно эти части переводятся на новую форму комплектования с тем, чтобы к 2008 году срок службы по призыву сократить вдвое, – подчеркнул министр обороны Сергей Иванов. При этом он откровенно сказал, что в данном «процессе есть объективные и субъективные трудности». Однако затем уже вполне оптимистично заговорил о том, что контрактная программа в стране выполняется.

Вместе с тем, 1 июля на расширенном совещании руководящего состава Вооруженных сил, посвященном состоянию воинской дисциплины и правопорядка, начальник Службы кадровой и воспитательной работы МО РФ генерал армии Николай Панков без обиняков говорил о трудностях с контрактниками, которые «во многом обусловлены нарушениями регламента служебного времени, слабым социально-культурным обеспечением, а иногда и невыполнением контракта со стороны Минобороны. Видимо, в ближайшее время необходимо пересмотреть, а где-то и скорректировать существующую систему отбора кандидатов для службы по контракту, в том числе и мероприятия по профессионально-психологическому отбору в военных комиссариатах».

Следовательно, ни о каком нормальном переходе на контрактный принцип комплектования Вооруженных сил в настоящее время не может быть и речи. По данным компетентных источников «НГ» в военном ведомстве, сегодня весьма охотно идут служить в армии по контракту лишь мужчины с Дальнего Востока и из Забайкалья, где уже давно весьма сложная социально-экономическая обстановка вследствие нехватки рабочих мест. В центральных российских регионах только незначительный процент желают стать военными добровольцами-профессионалами. В основном это люди, которые не смогли нормально устроиться в гражданской жизни, с низкими морально-деловыми качествами.

Правда, командирам в войсках пока еще удается агитировать за заключение контракта солдат и сержантов срочной службы. В течение полутора лет после призыва многие из них превращаются в неплохих специалистов, которых не надо переучивать. А возможность жить в общежитии, зарабатывать от 6 до 14 тыс. рублей в месяц кажется многим 20-летним парням из небогатых российских семей вполне приемлемыми условиями на данном этапе жизни.

Но вот весной этого года из 42-й мотострелковой дивизии, расквартированной в Чечне, в Ростов-на-Дону в штаб СКВО сбежала жаловаться целая группа контрактников. Острейшими проблемами их службы занялась военная прокуратура. В данной дивизии только за два месяца этого года по разным причинам расторгли контракты с МО РФ примерно 90 человек. Из других расположенных в Чечне частей и соединений тоже ежемесячно уходят сотни бойцов. Уже сегодня, по оценке военных экспертов, убыль профессионального личного состава превышает количество желающих заключать контракты.

Специалисты Главного управления воспитательной работы Минобороны РФ твердо убеждены: большинство военнослужащих-профи, например, в Чечне расторгают контракты по причине явно неудовлетворительных социально-бытовых условий в воинских частях. В свободное время людям попросту некуда себя деть. Имеющиеся кафе, клубы явно не претендуют на роль притягательных центров культуры и досуга.

В других российских регионах контрактную систему комплектования нашей армии подрывают указанные выше социально-бытовые проблемы и острейшая нехватка жилья для семейных претендентов в профессиональные военные.

Главную причину «контрактного неустройства» в войсках Минобороны, думается, определил бывший первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками России, депутат Госдумы второго и третьего созывов генерал-полковник Эдуард Воробьев. В беседе с обозревателем «НГ» он сказал: «Не хочу в этих проблемах обвинять сами Вооруженные силы, но с самого начала именно представители высшего российского военного руководства активно доказывали, что переход на контрактный принцип комплектования у нас не пройдет. Но потом с участием самых разных сил нашего общества заниматься этой программой было поручено как раз Министерству обороны».

По словам Эдуарда Воробьева, «специальные комиссии детально просчитали расходы на контрактную программу до 2007 года примерно в 200 миллиардов рублей». А потом эта сумма почему-то была уменьшена до 79 миллиардов. Такое резкое сокращение денежных средств на важнейшую государственную военную программу, считает генерал, произошло только по причине конформизма руководства Минобороны и лично Сергея Иванова.

– Ведь легче смолчать и не портить отношений со многими, – говорит Эдуард Воробьев, – но как результат – необоснованное урезание расходов, предназначенных для обеспечения перехода на контракт. Вот почему федеральная программа стала развиваться без решения социально-бытовых проблем, без жилья для людей, при низком денежном содержании.

Но с министром Ивановым никто из военачальников спорить не решился. Слишком высок его вес в нашем политическом бомонде. В итоге сырая контрактная программа была внедрена буквально волевым решением. Иначе как волюнтаризмом подобный шаг не назовешь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Писатель – не клоун  в цирке

Писатель – не клоун в цирке

Марианна Власова

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Книжную отрасль предлагают передать из ведения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в Министерство культуры РФ

0
669
Пять книг недели

Пять книг недели

0
516
Вовсю чирикает пернатый

Вовсю чирикает пернатый

Сергей Каратов

Стихи о тополях на Плющихе и дворике у Моховой, лукавых музах и птицах

0
410
Сачок для эльфа

Сачок для эльфа

Алексей Туманский

Негромкий проникновенный голос Алексея Парщикова оказался долговечнее стали и преодолел забвение

0
481

Другие новости