Аман Тулеев: 'Мы пошли по пути тесной связи между системой начального профессионального образования и предприятиями области – работодателями'.
Фото Вячеслава Кочеткова
-Аман Гумирович, сегодня многие руководители предприятий жалуются на нехватку квалифицированных рабочих кадров. Коснулась ли эта проблема Кузбасса и почему, на ваш взгляд, она возникает?
═
– Действительно, дефицит рабочих кадров стал проблемой для развития экономики страны, в том числе и Кемеровской области. Но появилась эта проблема не сегодня. Во многом она следствие тяжелого экономического кризиса минувшего десятилетия. Возьмите Кузбасс: в результате реструктуризации тяжелейший урон был нанесен нашей основной – угольной – отрасли. Банкротами оказались крупнейшие предприятия металлургической, химической, машиностроительной отраслей, предприятия оборонного значения. Обнищала деревня. Кадровые рабочие были вынуждены в массовом порядке увольняться, искать себе работу не по специальности. В годы кризиса разрушились традиционные шефские связи между предприятиями и профессиональными училищами, а вместе с ними – и материальная база училищ.
В это время мировая экономика не стояла на месте: появлялись новые технологии, техника, материалы, шла глобальная компьютеризация производства. В прошлое уходил ручной неквалифицированный труд.
Произошли изменения и в экономике Кемеровской области. Сейчас нам удалось не только стабилизировать ситуацию, но и динамично развиваться. По объему промышленного производства мы вышли на второе место в Сибири. Рентабельно заработала угольная отрасль, возрождаются предприятия-гиганты, которые составляют основу экономики региона, развивается малый и средний бизнес. Результат – рабочие профессии составляют 90% от всех вакансий.
На сегодняшний день мы испытываем острейший дефицит рабочих специальностей: проходчиков, строителей, монтажников, сварщиков, станочников высокой квалификации. И в то же время число школьников, которые хотят получить рабочую профессию, за пять лет сократилось втрое. Молодежь хочет быть юристами, экономистами, банкирами┘ Кто же тогда будет работать на предприятиях области, управлять сложнейшей угольной, металлургической, химической, сельскохозяйственной техникой? А ведь эта техника стоит десятки миллионов долларов! Теперь и требования другие. Поэтому нам жизненно необходимы современные рабочие – профессионалы высшей квалификации.
═
– Как решается эта проблема?
═
– Мы пошли по пути тесной связи между системой начального профессионального образования и предприятиями области – работодателями. Благодаря такому сотрудничеству в Кузбассе разработана уникальная модель социального партнерства учреждений НПО и промышленных предприятий по подготовке квалифицированных рабочих. Еще в 2001 году приняли целевую программу повышения эффективности подготовки рабочих кадров. Одним из ее главных направлений было восстановление связей между училищами и предприятиями. К 2005 году мы эту программу полностью реализовали.
В начале этого года областным законом утвердили региональную целевую программу «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профобразования Кузбасса на 2005–2010 годы», государственным заказчиком которой выступила администрация Кемеровской области. На ее реализацию в целом из областного бюджета выделили 53 миллиона рублей. Эта программа позволит нам самим определять, сколько нужно специалистов, каких профессий, кто их будет готовить и где они будут трудиться. Для этого за каждым учебным заведением закрепят предприятие – партнер по отраслевому принципу.
Кроме того, ежегодно у нас утверждается временный порядок согласования объемов и профилей подготовки кадров в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования. Его цель – изменить ситуацию, когда из стен училищ выходят невостребованные специалисты. Мы не должны забывать о том, что выпускники училищ – это ребята в основном из неблагополучных и малообеспеченных семей. Для них работа – зачастую единственный шанс встать на ноги, добиться успеха в жизни. Это должны учитывать руководители предприятий, ведь именно от них во многом зависит судьба ребят.
═
– В Кузбассе работа по развитию социального партнерства ведется давно. Какие результаты достигнуты?
═
– Особо радует, что значительных результатов мы достигли в подготовке рабочих кадров для ведущих отраслей нашей региональной экономики – угольной, металлургической, химической, машиностроительной.
Установлены прочные партнерские отношения гиганта нашей металлургической промышленности Западно-Сибирского металлургического комбината (ЗСМК) с профессиональными училищами № 29 и 67, профессиональным лицеем № 19. Руководство Запсиба даже в самые трудные времена сумело сохранить отлаженную систему подготовки кадров. Ведущие специалисты комбината непосредственно участвуют в разработке и экспертизе учебных планов и программ, в работе педагогических советов, аттестационных комиссий. Благодаря заводу улучшилась материальная база учебных заведений, решены проблемы со стажировкой преподавателей и мастеров производственного обучения, с производственной практикой.
Рассмотрим на конкретном примере, что дает внедрение этой модели училищу и комбинату.
10 лет назад профессиональный лицей № 19, который готовит металлургов, заключил соглашение о социальном партнерстве с ЗСМК. Оно действует до сих пор. Предприятие помогает лицею в создании материальной базы, доплачивает мастерам производственного обучения, организует практику в рабочих цехах и учащихся, и преподавателей, гарантирует трудоустройство выпускников. Кроме того, обеспечивает отдых и оздоровление учащихся. Лицей, со своей стороны, готовит квалифицированные кадры по специальным программам, с учетом требований предприятия, а также производит продукцию для внутренних нужд ЗСМК. Такое сотрудничество выгодно всем. И не случайно кузбасский проект социального партнерства был удостоен премии президента Российской Федерации в области образования за 2003 год.
Мы благодарны руководству Запсиба за социальную поддержку молодых рабочих. Здесь действует единственная во всей Западной Сибири молодежная организация металлургов, работают школа молодого специалиста, предприятие по трудоустройству и обучению подростков «Молодость Запсиба», учебно-производственный центр и цех. И это все создано прежде всего для того, чтобы сироты и трудные подростки могли получить специальность, работу. А молодые и талантливые металлурги – сделать карьеру в соответствии с желанием и способностями.
Традиционными стали социальные инициативы предприятия: организация летних стройотрядов, профессиональных конкурсов, встреч лицеистов с молодыми рабочими, привлечение молодежи к спорту, культурному досугу. С полным правом можно сказать, что специалисты завода участвуют не только в обучении, но и воспитании рабочих кадров.
Крупнейшее предприятие химической промышленности «Азот» более 50 лет сотрудничает с профессиональным училищем № 3 города Кемерова. Многие выпускники училища, закончив средние и высшие образовательные учреждения, занимают руководящие должности в объединении. Тяжелейший период, 90-е годы, «Азот» сумел пережить и сохраниться как единый технологический комплекс. Сегодня завод работает на полную мощность. Это одно из самых стабильных предприятий страны. Здесь действует целевая контрактная подготовка специалистов – на конкретное рабочее место. Уже со 2-го курса 90% обучающихся работают на заводе, где не только проходят производственную практику, но и получают за свой труд заработную плату. В результате почти все выпускники, которые не были призваны в армию, трудоустраиваются на заводе.
Училище стало практически частью предприятия. Руководство «Азота» видит в нем гаранта стабильности, обновления рабочих кадров, преемственности лучших заводских традиций.
Примером удачного сотрудничества можно назвать также взаимоотношения ООО «Кемеровохиммаш» и профессионального лицея № 1. Завод осуществляет программу адресной подготовки специалистов. С 1-го курса за лучшими учащимися закрепляются наставники – опытные мастера завода. Они получают надбавку к зарплате, которая является хорошим стимулом в обучении молодежи. Лучшие лицеисты получат стипендию от предприятия. Лицей, в свою очередь, ежегодно набирает для предприятия учащихся по профессиям сварщик и токарь.
Конечно, особое значение имеет для Кузбасса подготовка квалифицированных рабочих для угольной отрасли. Не хватает проходчиков, подземных электрослесарей. В 2004 году впервые в Кузбассе подписан трехсторонний договор о подготовке кадров между администрацией области, Сибирской угольно-энергетической компанией (СУЭК) и профессиональным училищем № 38. Предприятие ежегодно берет на работу выпускников училища. И в 2005 году примет 30 человек. Это хороший пример для других собственников угольных компаний и предприятий.
И таких примеров эффективного партнерства учебных заведений и промышленных предприятий в нашем регионе десятки. Спасибо всем руководителям, которые мыслят по-государственному, уже сегодня воспитывают рабочую смену Кузбасса, думают о завтрашнем дне своего предприятия, региона.
═
– Что в настоящий момент является приоритетным в развитии системы подготовки рабочих кадров?
═
– Сегодня главная задача для нас – оптимизация сети учреждений начального профобразования. Что мы вкладываем в это понятие?
Во-первых, укрепление профессиональных училищ в малых городах и на сельских территориях, а в крупных городах – создание многопрофильных образовательных учреждений с учетом реальной потребности предприятий в рабочих кадрах.
Там, где несколько училищ ведут подготовку по одним и тем же профессиям, дублируют работу друг друга, целесообразнее на базе лучшего училища объединить материальную базу и квалифицированные педагогические кадры, таким образом повысить качество подготовки специалистов и сэкономить бюджетные деньги.
Во-вторых, развитие системы непрерывного профессионального образования, интеграция вузов, техникумов, училищ. Так, на базе Сибирского государственного индустриального университета в Новокузнецке создается образовательный комплекс металлургического профиля.
Кузбасский государственный технический университет станет головным вузом в цепочке подготовки специалистов для горной, химической, машиностроительной отраслей.
В-третьих, внедрение экономических методов управления качеством профессионального образования. С 2004 года в Кузбассе идет эксперимент по итоговому финансированию образовательных учреждений НПО. В чем его суть?
Бюджетные деньги гарантированно получают училища, выпускники которых трудоустраиваются по специальности, закрепляются на рабочем месте, где обеспечен высокий уровень квалификации, сохранность контингента. Надеюсь, такой материальный стимул поможет повысить уровень образования в учреждениях начального профобразования. Кроме того, можно будет увидеть недостатки работы системы НПО, понять, что необходимо в ней изменить.
На первом этапе в эксперименте участвуют пять профучилищ из разных городов и районов области, которые готовят специалистов по разным группам профессий. Если эксперимент удастся – отработанный метод финансирования распространится на все профессиональные училища и лицеи Кузбасса.
Убежден, сегодня необходимо вернуть престиж рабочим профессиям. И здесь важен как материальный, так и моральный стимул: внимание к трудовым традициям, рабочим династиям, которые связывают разные поколения. Поэтому в рамках подготовки к важным для нас датам – Дню шахтера, 65-летию системы начального профобразования – мы объявили в Кузбассе ряд творческих конкурсов. Их главная цель – возрождение уважительного отношения к человеку рабочей профессии, Мастеру с большой буквы – Профессионалу.