С наступлением думских каникул центр партийной активности сместился в регионы. Так, в политической тусовке Северо-Запада активно обсуждается информация об очередной попытке депутата Госдумы Владимира Крупчака усилить свои позиции в «Единой России»: ходят слухи, что, якобы заручившись поддержкой матерого полярника-единоросса Артура Чилингарова, нардеп-лесопромышленник замыслил сесть в кресло секретаря Архангельского регионального политсовета партии, вытеснив из него Николая Львова. Любопытно, что Львов был избран на этот пост всего три месяца тому назад единогласным решением отчетно-выборной конференции архангельского регионального отделения партии «Единая Россия». Да и архангельское отделение партии находится на хорошем счету у федеральных структур «Единой России». Тем интересней будет наблюдать, какие мотивировки могут всплыть при продвижении кандидатуры Крупчака на пост лидера архангельских единороссов.
Особую пикантность ситуации придают некоторые обстоятельства давней и непростой истории взаимоотношений Владимира Крупчака с «Единой Россией». Местные наблюдатели убеждены, что не кто иной, как Крупчак выступил могильщиком регионального рейтинга партии власти на выборах в Законодательное собрание Архангельской области в декабре 2004 года. Напомним, что «Единая Россия» тогда получила всего 23% голосов в местном парламенте (в то время как в декабре 2003 года на выборах в Госдуму за единороссов в Архангельске отдали голоса почти 38% избирателей).
Главной новостью в декабре 2004 года стал успех в Архангельске двух региональных блоков – «Наша Родина – Архангельская область» и Партия социальной справедливости, каждый из которых набрал около 8% голосов. Блок «Наша Родина – Архангельская область» представлял собой объединение региональных отделений СПС и «Яблока». Объединившись, правым в Архангельской области удалось суммировать показатели этих партий декабря 2003 года. Таким образом, электоральные потери «Единой России» на последних выборах в Архангельске наблюдатели целиком отнесли на успех Партии социальной справедливости (ПСС), имевшей сходные с идеологией «Единой России» лозунги.
«Единая Россия», несмотря на то что набрала голосов больше, чем другие партии, потерпела поражение, – комментировал итоги выборов в областное Законодательное собрание архангельский политолог, директор центра «Форис» Вадим Трескин. – Партия всего лишь за год лишилась половины голосов избирателей области. Электоральная поддержка снизилась в два раза – с 50 до 23%. Партия социальной справедливости показала классический пример того, каких результатов можно добиться с помощью предвыборных технологий и озвучиванием именно тех идей и лозунгов, которые хотят видеть люди. Без этого партия набрала бы 1,5–2%, это были бы сторонники и коллеги тех, кого она представляла».
Особую досаду единороссов может вызывать тот факт, что у истоков создания ПСС стоял депутат Госдумы Владимир Крупчак, входящий во фракцию... «Единая Россия». При этом в Архангельске ни для кого не секрет, что в интересах ПСС в декабре 2004 года использовался не только идеологический ресурс местных единороссов, но и другие возможности «Единой России», в том числе пресловутый административный ресурс.
Местные наблюдатели, комментируя успешный поход «партии Крупчака» в Архангельское областное собрание, обращают внимание на то, что у предпринимателя и депутата есть свои счеты с «Единой Россией», от имени которой он теперь выступает в Государственной Думе. Как писали местные и центральные СМИ, в 2003 году Владимир Крупчак уже был исключен из «Единой России» с довольно категоричными формулировками: «за грубое нарушение Устава партии и решения III съезда партии». При этом местное отделение ЕР выдало ему весьма нелестную официальную характеристику, отметив, что Крупчак «играет деструктивную роль в деятельности и подрывает авторитет Архангельского отделения партии», «допускает негативные поступки» и вообще «зарекомендовал себя с отрицательной стороны». По мнению руководства Архангельского отделения ЕР, «отчетливо обозначилось его стремление использовать принадлежность к партии в личных интересах... добиться личных целей любыми средствами, обман и введение в заблуждение руководства партии».
Тогда архангельские единороссы сигнализировали наверх о том, что действия Крупчака «ведут к ослаблению позиций партии «Единая Россия» в регионе». Итоги последних выборов показали, что эта оценка была пророческой. Потеря трети голосов по сравнению с декабрем 2003 года оказалась серьезным сигналом, призвавшим архангельских единороссов заняться выявлением причин и указанием виновных. Тем более что за этим далеко ходить не пришлось.
«Мы не сомневались в том, что «Единая Россия» получит по сравнению с другими партиями большинство мест в региональном парламенте, – говорил секретарь архангельского регионального политсовета партии Николай Львов в декабре 2004 года. – Однако партия могла бы получить больше голосов. Но, к сожалению, волна оголтелого черного пиара и грязи со стороны некоторых оппонентов обозлила избирателя. Протест избирателя против грязи – очень серьезный знак для нас».