Китай устремился в будущее, демонстрируя бурный экономический рост.
Фото Reuters
В ходе своего недавнего визита в Россию председатель КНР Ху Цзиньтао заявил о планах Китая увеличить ВВП за 20 лет (к 2020 г.) в 4 раза. Вектор экономической политики китайских властей направлен на решение трех главных задач. Это, во-первых, расширение внутреннего спроса путем увеличения занятости, повышения производительности труда и увеличения доходов населения. Во-вторых, это привлечение прямых зарубежных инвестиций с одновременным повышением их качества и увязкой со структурными преобразованиями экономики (приоритетными направлениями привлечения инвестиций являются машиностроение, сельское хозяйство, высокотехнологичные производства и сфера услуг). И, наконец, это увеличение экспорта и диверсификация его структуры при повышении качества и конкурентоспособности экспортируемых товаров и услуг.
Итак, за счет чего Китай планирует увеличить свой ВВП в 4 раза за 20 лет? Среди условий, определяющих возможность достижения заявленной китайскими властями цели, можно выделить несколько ключевых факторов.
Суверенная экономическая политика
Проведение макроэкономической политики, направленной на расширение инвестиций и внутреннего спроса, в период кризиса 1998 г. (вопреки советам МВФ) позволило предотвратить банковский кризис, спад производства и рост безработицы в Китае. Последовательный (антишоковый) переход к рынку и активная политическая поддержка экономических преобразований позволяют сохранять политическую, экономическую и социальную стабильность в стране.
Государственные инвестиции
Бюджет Китая является инвестиционноориентированным. Ежегодный объем государственных инвестиций составляет около 4% ВВП. В частности, в 2003 г. объем государственных инвестиций составил 56 млрд. долл., или 12% от общего объема инвестиций в китайскую экономику. Для сравнения: в России объем госинвестиций в основной капитал в 2004 г. составил 2,2% ВВП, или около 13 млрд. долл. Эффективность государственных инвестиций обеспечивается за счет активного использования механизмов частно-государственного партнерства. Государство и частные инвесторы осуществляют софинансирование строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов. Основные инвестиционные потоки сосредоточены в 5 свободных экономических зонах, являющихся «полюсами роста», что позволяет предотвратить «распыление» средств по большому количеству проектов.
Промышленная политика
Китайские власти последовательно реализуют промышленную политику, ориентированную на ускоренную модернизацию и расширение рынков сбыта китайской продукции. Одной из основных задач в настоящее время является реструктуризация и модернизация промышленного комплекса страны. При этом приоритетными отраслями являются машиностроение, металлургия, нефтедобыча, химия и нефтехимия, производство лекарственных средств, угольная промышленность, производство стройматериалов, легкая промышленность и электроэнергетика.
Несмотря на то что Китай обладает преимуществами по сравнению с другими странами при производстве трудоемкой продукции, значительное внимание в планах правительства уделяется необходимости увеличения выпуска высокотехнологичной продукции и повышения конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке. В частности, последний вариант программы развития автомобильной промышленности ставит перед внутренними производителями задачу обеспечить потребности внутреннего рынка и выйти со своей продукцией на внешние рынки сбыта. По заявлениям китайских властей, целью страны является достижение к 2010 г. экспорта автомобилей и автокомпонентов в размере 100 млрд. долл. (в настоящее время – около 4 млрд. долл.).
Основным элементом политики Китая в области повышения конкурентоспособности промышленности является стимулирование притока иностранных инвестиций для получения доступа к передовым технологиям за счет создания совместных предприятий, проведения программ обучения китайских специалистов и т.д. Стремление достичь более быстрого доступа к современным технологиям отличает Китай от Японии и Кореи, также проводивших в прошлом модернизацию промышленного сектора.
Результатом реформы Академии наук Китая, целью которой было внедрение научных достижений в производство, стала интеграция научно-исследовательских институтов и университетов с частными высокотехнологичными компаниями, которые в результате получили технологическую поддержку своей инновационной деятельности.
Валютная политика
Власти Китая активно отстаивают свое право на проведение суверенной валютной политики – стабильность национальной валюты поддерживает конкурентоспособность национальных производителей.
Курс юаня официально считается плавающим, однако фиксированные допустимые колебания курса юаня по отношению к доллару (менее 0,001 юаня в течение дня) обеспечивают стабильный заниженный курс китайской валюты (на уровне 8,28 юаня за доллар с 1994 г.). При этом стабильность курса юаня является приоритетной целью для денежных властей по сравнению с планами, связанными со свободной конвертацией юаня.
Поддержание курса юаня обуславливает рост золотовалютных резервов и, как следствие, увеличение денежного предложения. За 2002–2004 гг. объем золотовалютных резервов вырос на 302 млрд. долл. – до 514 млрд. долл., денежная масса за этот период выросла на 60%. В то же время это не вызвало инфляционных явлений: инфляция за два года составила 4,3%. Это стало возможным, с одной стороны, в результате значительного роста производства, с другой стороны – благодаря активной деятельности Национального банка Китая на открытом рынке, включая операции с гособлигациями и собственными платежными обязательствами.
Кредитная политика
Одним из основных двигателей экономического роста в Китае является банковское кредитование. Проводившиеся с 1994 г. реформы в банковском секторе вместе с политикой поддержания слабого юаня и низкой инфляцией стимулировали рост объема выданных экономике кредитов. С 1999 по 2004 г. объем кредитов, выданных нефинансовому сектору, увеличился почти вдвое – с 1,2 трлн. долл. до 2,3 трлн. долл. (со 120 до 140% ВВП). Для сравнения: в России объем кредитов, выданных российским нефинансовым предприятиям, на конец 2004 г. составил всего 113 млрд. долл. (18,8% ВВП).
Основной вклад в увеличение инвестиций внесли государственные банки, активно расширявшие объем кредитования по всем направлениям по низким процентным ставкам. На долю четырех крупнейших госбанков, доминирующих в банковском секторе, приходится более 60% активов банковского сектора Китая и более 60% объема выданных кредитов. Поддержка государственных банков со стороны государства, включая предоставление им средств из золотовалютных резервов, обеспечивает устойчивость банковской системы.
Финансовая поддержка частного бизнеса в Китае предполагает специальные кредиты для мелких и средних предприятий, гибкие процентные ставки, а также сеть кредитных гарантийных агентств (более 200), выдающих гарантии частным предприятиям (средняя ежегодная сумма гарантий составляет 120 млн. долл.). Результатом такой поддержки стал интенсивный рост частного сектора. За двенадцать лет количество частных предприятий выросло более чем в 30 раз – с 90 тыс. в 1989 г. до 3 млн. в 2003 г.
Социальная и кадровая политика
Квалифицированные кадры, имеющие современный уровень подготовки, – основной фактор беспрецедентного роста производительности труда, обеспечивающего бурный экономический рост. Ежегодно на зарубежные стажировки направляется свыше 40 тыс. китайских специалистов. В ближайшие годы планируется дальнейшее расширение программы зарубежных стажировок.
Государство целенаправленно стимулирует создание рабочих мест в частном секторе путем снижения административных барьеров и увеличения финансовой поддержки малых и средних предприятий (спецкредиты, гибкая процентная ставка, кредитные гарантийные агентства). С 1980 по 2002 г. доля частных фирм в городской занятости выросла с 0,8 до 17,2%, в то время как доля государственных предприятий сократилась с 63,7 до 14,2%.
Образование – одно из приоритетных направлений расходов бюджета, составляющее около 12% расходов. Повышается роль высшего образования в стране: набор студентов в вузы за последние 8 лет увеличен в 3 раза.