В российской промышленности есть не только лакомые куски, которые можно делить, но и те, которые можно развивать, получая при этом не меньшую прибыль. Нефтехимическая отрасль до сих пор не работает в России по полной производственной цепочке. Часть компонентов, необходимых для производства конечной продукции, отечественные компании импортируют из других стран, благодаря чему готовые пластики и тара российского производства по цене пока не могут конкурировать с зарубежными аналогами.
Россия собирает технологическую цепочку
Нефтехимия при должном развитии может стать значимой статьей доходов. России с ее ресурсами просто грех не выстроить полную технологическую цепочку. Даже если отрасль не сможет в первое время работать на экспорт, развитие производства по крайней мере сократит импорт в нашу страну сырья и готовой продукции. В отличие от нефтяной отрасли, где на единственном заводе выполняется весь техпроцесс по переработке нефти в бензин любой марки, в химической промышленности конечный продукт появляется на свет после большого количества превращений.
После распада Союза огромное количество предприятий, входящих в технологические цепочки, оказалось уже на территории независимых государств. Как ни парадоксально, в России до сих пор не производится даже сырье для такой элементарной вещи, как пластиковые бутылки. Так что, покупая бутылку воды с нашей отечественной водой, мы большую часть денег платим за импортную упаковку. Бутылки делаются из гранул ПЭТФ (полиэтилентерефталат), которые в России производит лишь тверской завод «СИБУР-ПЭТФ». Да и то не более 15% от потребностей быстрорастущего рынка. Однако необходимо учесть, что сырья для производства ПЭТФ, терефталевой кислоты (ТФК), в России не производится вообще. Высокие ввозные пошлины на ТФК завышают стоимость выпущенного «СИБУРом» ПЭТФа, по разным оценкам, на 20–30% – до такой степени, что завезенная из-за рубежа готовая тара фактически сравнивается по цене с произведенным в России сырьем. Для того чтобы производство гранул ПЭТФа в стране стало рентабельным, требуется собственный завод терефталевой кислоты.
В середине 1990-х годов в городе Благовещенск (Башкирия) начали строить такой химзавод – «Полиэф». На сегодняшний день он фактически готов, до запуска осталось 2–3 месяца монтажа и крупные финансовые вливания. Кроме того, за время строительства, финансовых кризисов и других перипетий завод оброс долгами и стал мертвым грузом для государства (в лице РФФИ), которому принадлежало 100% акций «Полиэфа».
Чтобы запустить завод и получить хотя бы минимальную прибыль для бюджета, государство решило привлечь на «Полиэф» частного инвестора и выставило его на конкурс. К слову сказать, точно так же оно (государство) поступило со всеми предприятиями комплекса. Стоимость запущенного производства – не менее 500 миллионов долларов. Специфичное предприятие, требующее больших капиталовложений, не заинтересовало ни участников рынка, ни пакетных инвесторов. Как писали «Новые известия», трижды за 2002–2003 годы аукцион отменялся из-за отсутствия покупателей. Отчаявшись продать завод традиционным способом, с участием нескольких игроков и повышением цены, РФФИ прибегло к проверенному западным рынком способу и объявило «голландские торги» на понижение. Новые торги были назначены на зиму–весну 2005 года. В случае провала государству оставалось только в приказном порядке заставить кого-нибудь забрать многострадальный «Полиэф».
Игра на понижение
Началось все с 4,7 миллиарда рублей. Первоначально назначив минимальную ставку в 1,638 млрд. руб., вскоре РФФИ поднял планку до 2,338 млрд. руб. и сократил срок приема заявок. К тому моменту о своем намерении купить «Полиэф» заявили АК «СИБУР» и ЗАО «ЛУКОЙЛ-Нефтехим». Компании на паритетных началах создали совместное предприятие ООО «Отечественные полимеры», которому после конкурса предполагалось отдать в управление башкирский химзавод. Однако цена все же смущала, о чем прямо заявлял в середине марта зампредправления «Газпрома» Александр Рязанов. По его словам, новая нижняя планка стоимости «слишком высока» для «Полиэфа». Судя по тому, что три предыдущих конкурса не состоялись именно из-за отсутствия претендентов на завод, «СИБУР» и «ЛУКОЙЛ-Нефтехим» действительно рассчитывали приобрести предприятие по минимальной цене.
Планы неожиданно спутал новый участник – ООО «Завод «Селена», производитель полимеров и крупный нефтехимический трейдер. Интерес одного из предприятий «Группы «Селена» к производственному комплексу достаточно прозрачен. Для «Селены» «Полиэф» точно так же интегрировался в производственные цепочки, как и для остальных претендентов на покупку. «Селена Нефтехим», контролирующая большую часть производства сырья для ТФК (параксилола), по сообщению РБК, уже подписала с «Полиэфом» контракт на поставки сроком на 5 лет и инвестировала в «Полиэф» сотни млн. рублей собственных средств.
Суд вместо аукциона
Однако бывшие претенденты на «Полиэф», АК «СИБУР» и ЗАО «ЛУКОЙЛ-Нефтехим», решили продолжить борьбу за предприятие, которое уже считали своим активом. Подав в арбитражный суд иск 1 апреля, «СИБУР» и «ЛУКОЙЛ-Нефтехим» добились блокировки акций «Полиэфа». Формально владея предприятием, «Селена» не может распоряжаться акциями. Это доставляет владельцам немало хлопот: агентство Росбалт сообщало, что 17,5% акций должны были отойти в собственность Башкирии в счет крупного долга «Полиэфа», накопленного во время строительства. С другой стороны, по сведениям «Коммерсанта», «Завод «Селена» привлек кредит Внешторгбанка под залог пакета «Полиэфа».
Судя по всему, государству будет все равно, кто в конце концов запустит «Полиэф». Пусконаладочные работы идут в режиме нон-стоп. С другой стороны, «СИБУР» и «ЛУКОЙЛ-Нефтехим» не оставляют надежд выиграть дело в суде. Однако если это произойдет, то будет создан прецедент фактической деприватизации предприятия, а правительству придется вернуть «Селене» уже учтенные в бюджете 3 миллиарда рублей. Представить себе, что государство пойдет на такой шаг в момент принятия законопроекта о снижении срока исковой давности по приватизационным сделкам до 3 лет, практически нереально.
Из досье «НГ»
ОАО «Полиэф» – уникальное предприятие по выпуску сырья для полимерно-пленочных материалов, прежде всего терефталевой кислоты (ТФК) и производимого из нее полиэтилентерефталата (ПЭТФ), в котором испытывает острую потребность огромный и постоянно растущий российский рынок пластиковой тары.
Как считают специалисты, с запуском производства «Полиэф» мог бы почти целиком покрыть текущую потребность рынка в ТФК и выпускать 120 тыс. гранул ПЭТФ (что равняется трети текущего объема рынка).