– Борис Александрович, насколько эффективно работал Госсовет в Калининграде, и к каким решениям он пришел?
– Прежде всего хотелось бы сказать о повестке заседания. Она была крайне интересна. Обсуждались вопросы о повышении роли субъектов РФ и местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития страны, о разграничении полномочий между Центром и регионами. Многие аспекты реформы нашли отражение в подробном материале, который разработала рабочая группа Госсовета. Он включает в себя четкий анализ передаваемых субъектам РФ полномочий.
Госсовет оправдал наши ожидания и стал еще одним толчком для продуктивной работы по реформированию органов местного самоуправления. Образно говоря, у регионов появились крылья для полета.
– На чем вы акцентировали внимание в выступлении на заседании Госсовета в первую очередь?
– Я обратил внимание на то, что при оформлении переданных регионам 114 новых полномочий нас полностью устроила позиция Центра по полномочиям в области экологии и природопользования.
Поясню, о чем идет речь. В Иркутской области расположено большое количество промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду. В этой ситуации целесообразно передать право проведения государственной экологической экспертизы региональных проектов в ведение местных органов власти. В настоящее же время экологическая экспертиза проводится федеральными органами, а их не так много. Они не в состоянии быстро осуществить необходимые работы. Все это снижает инвестиционную привлекательность регионов.
– Закон о реформе органов местного самоуправления до сих пор вызывает много вопросов. Самый главный из них: что даст реформа российским регионам?
– Конечно, программа реформирования местного самоуправления очень масштабна. Она радикально меняет сложившуюся систему организации МСУ в стране. Реформа направлена прежде всего на вовлечение граждан в процесс самостоятельного управления делами местного сообщества и активное решение вопросов местного значения.
Теперь наша задача – консолидировать органы местного самоуправления и региональные органы власти, проработать механизм их взаимодействия. В этом смысле Госсовет дал четкие ориентиры для работы. Скоро, 9 октября, у нас в области пройдут выборы в органы местного самоуправления. И мы уже сейчас начинаем наделять органы МСУ собственностью.
Еще один важный аспект работы – мы прорабатываем механизмы межбюджетного взаимодействия местных администраций в рамках наличия двух уровней местного самоуправления: поселенческих, а также муниципальных районов и городских округов.
– Как известно, реформирование МСУ требует финансовых затрат. Региональный бюджет от этого не пострадает?
– Действительно, количество муниципалитетов возросло в области в 10,6 раза. И это необходимо учесть при формировании бюджета. В соответствии с федеральным законодательством мы определили новый порядок оплаты труда работников муниципальных образований и изыскиваем дополнительные средства, которые будут выделяться органам местного самоуправления, исходя из каждого отдельного случая. Идет работа и по методическому обучению действующих муниципальных работников. Это хорошее подспорье для подготовки будущих управленцев, потому что на должности глав МСУ должны выдвигаться хорошо подготовленные и достойные люди.
– Какие первоочередные задачи стоят сегодня перед руководством Иркутской области?
– В первую очередь необходимо решить вопросы организации северного завоза. До наступления холодов и окончания навигации нам нужно обеспечить область всем необходимым; нужно сформировать бюджет следующего года. Сейчас завершается процесс прогнозирования развития региона в 2006 году. Кроме того, 18 июля у нас пройдет межправительственная российско-монгольская комиссия. Мы приложим все усилия, чтобы ее работа прошла максимально эффективно.