В цветах бесконечной череды революций на постсоветском пространстве не то что обыватель, но и политологи начинают путаться. Поэтому на вопрос о цвете киргизской революции сегодня модно отвечать примерно так: не то розовый, не то красный. Главное, что не зеленый – и на том спасибо.
Однако принципиальный вопрос – не цвет перемен. Будут ли выборы главы Киргизии легитимными? Будет ли построенное на основании их итогов здание власти стоять на прочном фундаменте законности и воли народа? Именно от этого, а не от цвета зависит, сможет ли Киргизия преодолеть политический кризис или станет очередным очагом напряженности в и без того неспокойной Азии.
Казалось бы, после революционных, а порой и трагических событий, повлекших необходимость досрочных президентских выборов, ситуация в республике нормализовалась. Залогом стабилизации стал договор, заключенный между основными кандидатами на президентский пост – Курманбеком Бакиевым и Феликсом Куловым. Согласно документу, оба лидера идут на выборы в тандеме. В случае победы Бакиеву достанется пост президента, Кулов станет премьер-министром. Одновременно с подведением итогов выборов в сентябре стартует конституционная реформа, смысл которой – перераспределение власти от президента к главе кабинета министров и парламенту. Договор между кандидатами содержит ответы и на другие болезненные для Киргизии вопросы, и в первую очередь ликвидирует опасность разрыва между северными и южными областями республики.
Но для того, чтобы благие идеи и пожелания, заложенные в договоре, реализовались, власть и сами кандидаты должны сделать главное – обеспечить законные, прозрачные, легитимные выборы.
И хотя до дня голосования (выборы намечены на 10 июля) остается мало времени, основные проблемы новая киргизская власть не решила. Первое испытание для нее – явка избирателей. На избирательные участки должны прийти около 2,7 млн. граждан Киргизии. Но пока, по прогнозам, далеко не все готовы явиться к урнам для голосования.
– Оценочно, явка без использования административного ресурса составит от 28 до 32%, – считает Токтайым Уметалиева, одна из кандидатов в президенты Республики Киргизия. – Выборы могут быть признаны состоявшимися при явке 50% избирателей плюс один голос. Поэтому многие считают, что без использования упомянутого ресурса властям не обойтись┘
И хотя местный ЦИК постоянно повторяет, что 10 июля пройдут самые демократичные в истории страны выборы, глава Комиссии Туйгунаалы Абдраимов признает и справедливость жалоб кандидатов, которым не нравится агрессивное использование административного ресурса.
– Такое кое-где случается, – публично заявил глава ЦИКа. – Но, согласитесь, психологию нельзя переделать за месяц. А ведь среднее звено управленцев не поменялось. Вот они и действуют по-старому┘
Глава ЦИКа объясняет использование властного ресурса местным менталитетом и «проблемами роста». Отчасти это так. Но низкая активность избирателей, которая и сама по себе, вне всякого административного ресурса, может поставить под сомнение легитимность выборов, показывает и другое: за короткий срок ни демократию нельзя насадить, ни психологию переделать.
На проблемы предстоящих выборов обращают внимание и активно работающие в Киргизии независимые международные миссии наблюдателей Организации по наблюдению за выборами в странах СНГ (CIS-EMO) и «Elections & Democracy», а также миссия Исполкома СНГ, МПА СНГ, миссия Российского общественного института избирательного права. Наблюдатели в ежедневных мониторингах указывают на факты использования административного ресурса, неравного доступа кандидатов к СМИ. Наблюдатели от CIS-EMO предупреждают киргизские власти, что выборы должны пройти идеально, потому что «малейшее подозрение в нечестности выборов может всколыхнуть народ, который наработал опыт социального противостояния».
Активная деятельность международных наблюдателей способствовала тому, что кандидаты, включая Кулова и Бакиева, начали активно говорить о готовности к честным выборам. Так, Кулов объявил о намерении провести перед голосованием круглый стол всех общественных сил «За честные выборы».
Однако, как отметили участники прошедшего в Москве на прошлой неделе международного форума «Европа: итоги года перемен», организованного издательством «Европа», Институтом общественного проектирования, РГГУ и Русским институтом, даже если власти удастся обеспечить явку избирателей, это еще автоматически не будет гарантией легитимности выборов. При всех мнимых и очевидных грехах режима Акаева легитимность президента Киргизии и всех национальных институтов и ветвей власти не вызывала сомнений. Сегодня эксперты по международному праву уверенно называют всего два органа, чья легитимность в республике не вызывает сомнений: Верховный и Конституционный суды. Оценки в отношении парламента расходятся, а назвать нынешнего и.о. президента, как и кабинет министров, абсолютно законными у любого вменяемого юриста язык не поворачивается. И чем скорее Киргизия обретет власть, чьи полномочия будут неоспоримы, тем выше шансы преодолеть масштабный политический кризис.
– В республике происходят настолько сложные процессы, что многие не в силах осознать реальную опасность утраты немногочисленных демократических ценностей, – считает Эркинбек Алымбеков, заместитель председателя парламента Киргизии.
Вся надежда – на выборы. И их результат для самой республики, для ее граждан, для всего региона – ничто в сравнении с процессом, законным, честным и прозрачным и только поэтому неоспоримым.