Сергей Иваненко: 'Сегодня доказать, что есть честные демократы, – 'Яблоко' и другие демократические партии, очень и очень не просто'.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
-Вы упорно не желаете блокироваться с другими либералами. А между тем есть информация, что власти инициируют создание псевдолиберальной партии.
═
– Насколько я знаю, этот вопрос уже закрыт. Кремль перестал создавать либеральную партию, потому что это бесполезная трата времени и денег. Особенность либеральных партий заключается в том, что они имеют дело с избирателем, который, как Станиславский, говорит: «Не верю». Этому избирателю очень трудно заморочить голову, он исходит из собственного понимания жизни, личного представления о политиках. И как бы красиво ни говорили и ни одевались представители новой псевдопартии, он все-таки проголосует за тех людей, которых считает настоящими демократами. Поэтому все кремлевские проекты существуют не более двух-трех недель и тихо уходят в небытие. Есть шанс создать конструкцию с грифом «секретно», чтобы никто не знал и не догадался о том, что эта партия – кремлевская. Но сам факт создания такой партии сверху обрекает проект на провал.
═
– Насколько затруднит вашу работу дальнейшее ужесточение в сфере избирательного законодательства и готовы ли вы к досрочным выборам в Госдуму?
═
– Ужесточения происходят постоянно, возникают очень серьезные административные ограничения, создаются огромные возможности для произвола власти. В этом смысле мы готовы ко всему, и к досрочным выборам. Партия для того и существует, чтобы быть готовой к любым политическим изменениям. Но досрочные выборы могут быть результатом только очень серьезной кризисной ситуации в стране.
═
– Почему вы не собираетесь объединяться с СПС на выборах в Мосгордуму?
═
– На выборы идут «Яблоко – Объединенные демократы». Мы предлагали СПС, чтобы они предоставили своих людей для нашего списка, и тогда был бы список от Объединенных демократов. СПС отказался.
═
– Значит ли это, что в дальнейшем никаких переговоров и консультаций быть не может?
═
– Выборы – технологически протяженный процесс, они предполагают серьезную подготовительную работу. Времени для этого практически не осталось.
═
– На декабрьских довыборах в Госдуму по одному из московских округов зампредседателя партии Сергей Митрохин был лишь третьим. Какие еще нужны доказательства понесенных потерь среди собственного электората и причины для объединения?
═
– Абсолютно согласен: никаких других доказательств не надо. Для того чтобы нам действительно совершить перелом, нужно сделать несколько важных вещей.
Во-первых, и это самое главное, необходимо вернуть доверие к демократическим партиям, хотя бы к «Яблоку». Это доверие было сильно подорвано «демократами», которые находились у власти последние пятнадцать лет, провели приватизацию, социальные реформы, очень много украли и променяли идеалы свободы, справедливости и прав человека на должность и деньги. Вот поэтому люди разочаровались в демократии как таковой, и сегодня доказать, что есть честные демократы, – «Яблоко» и другие демократические партии, очень и очень не просто. Мы пытаемся решить эту задачу.
Во-вторых, мы отдаем себе отчет в том, что необходима консолидация демократических сил. Поэтому одним из главных направлений нынешней политики партии является именно объединение демократов. Мы полагаем, что объединение необходимо на основе действующей партии «Яблоко». В новую объединенную партию должны войти те, кто считает, что демократия, свобода и вообще ценности, за которые люди стояли у Белого дома в 1991 году, являются наиболее важными.
Мы приглашаем всех для консультаций по вопросу создания демократической коалиции. СПС к этому не имеет никакого отношения. Это не демократическая партия, это партия олигархов, партия крупного капитала, которая сама четко себя позиционировала на последнем съезде. Там же СПС совершенно внятно заявил, что противником для него является «Яблоко».
═
– Дадите ли вы отмашку на разъединение тем регионам, где СПС и «Яблоко» уже объединились?
═
– Нет.
═
– Готовы ли вы принять политиков с левого фланга?
═
– Мы ведем такие консультации. И они идут достаточно успешно – со значимыми политическими силами, значимыми личностями, считающими, что в России должна быть свобода, справедливость, конкуренция, независимый суд.
═
– На телепоединке на вопрос сенатора Людмилы Нарусовой «Какая программа у вашей партии?» вы ответили замечательно: «Отнять у вас власть». Но некоторые яблочники уже во власти и на самом деле лояльны этой власти. Например, в достаточно мягком докладе омбудсмена Владимира Лукина не прозвучало ни слова о деле ЮКОСа...
═
– Ваша оценка деятельности Лукина мне кажется тенденциозной. Его должность, естественно, накладывает определенные ограничения на публичную деятельность.
═
– То есть вы не считаете, что яблочники во власти лояльны власти?
═
– Я не считаю, что все люди, которые работают в правительстве, – враги. Я не делю мир на белых и красных. Я не думаю, что если человек работает в Белом доме, он по определению враг демократии. Но одновременно я считаю, что политика, которая проводится в стране, – неправильная и ее необходимо менять, как необходимо менять и власть. И мы за это боремся.
═
– Григорий Явлинский как-то заявил, что, если не договориться с Кремлем, в Думу не пустят. Складывается ощущение, что «Яблоко» все еще питает надежды на Кремль...
═
– Партию «Яблоко» могут не пустить в Думу.
═
– Но партия не позволяет себе резких движений. С чем это связано?
═
– Это связано с пониманием жизни. Мы считаем, что нельзя быть бесами, как у Достоевского, что нельзя в угоду собственным амбициям и своим представлениям заставлять народ, который, может быть, сегодня не прав, идти за радикальными элементами.
═
– Считаете ли вы, что в стране сохранилась значительная часть электората, которая, несмотря на законодательные ужесточения после Беслана, на монетизацию льгот, ориентирована на либеральные ценности?
═
– Страна движется совсем в другую от либерализма сторону, начиная с избрания Путина в 99-м году. Это происходит 6 лет. Сначала изменения были мягкими, потом ужесточились. Но в целом это совершенно другой политический курс. За этот курс сегодня голосует очень большое число людей. Но значительная часть, по моим данным, 20–30 процентов, выступает против нынешнего курса. Это наши потенциальные союзники. Они готовы голосовать за демократов.