Похоже, на нашем пути к приобретению нового жилья красуется убедительный «кирпич».
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
На апрельском заседании Госсовета, посвященном жилищному строительству, Владимир Путин сказал, что объем его нужно увеличить вдвое к 2010 году. Однако раньше, в ежегодном Послании 2004 г., президент говорил о необходимости добиться того, чтобы к 2010 году «минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня)» могли приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям. Для решения этой задачи нужно построить 864 млн. кв. м жилья, что возможно лишь при семикратном увеличении строительства, потому что треть граждан – это 48 млн. человек, на каждого требуется 18 кв. м общей площади, а сегодня строится 36 млн. кв. м жилья в год.
Обращаясь же к Федеральному собранию через неделю, президент вновь подтвердил планы прошлогоднего ежегодного Послания, в том числе жилищные.
Почему такие различия в планах и как их понимать?
Тот, кто посоветовал президенту в прошлом году заявить о возможности приобрести современное жилье для трети граждан к 2010 году, сослужил ему плохую службу. Столько квартир невозможно построить ни при каких обстоятельствах. Семикратный рост строительства жилья в стране, где под вопросом даже удвоение ВВП, совершенно нереален. (А вот 150 млн. кв. м жилья в год – это была бы обоснованная цифра. Именно такой темп строительства – один квадратный метр на жителя страны в год – проверен в ряде стран, которым удалось решить жилищную проблему.)
Для того чтобы выполнить поставленную президентом задачу, нет ни строительного потенциала, ни запасов земельных участков в городах, ни инженерных сетей и мощностей. И ипотека тут не спасет. В лучшие советские годы удавалось строить по 72 млн. кв. м в год. А в 2010 году придется (по Путину) сдать 273 млн. кв. м, и каждый год объем строительства должен будет увеличиваться на 50% (54+81+121+ 182+273 = 864 млн.).
По сути, отсюда следует, что каждая российская семья должна получить возможность приобрести современную квартиру к 2010 году, поскольку число семей в стране равно трети от числа граждан. А это уже в точности повторяет печально известные обещания советских времен. С той лишь разницей, что ресурсов в стране убавилось, а темпы жилищного строительства по планам Владимира Путина должны быть вдвое выше, чем у Михаила Горбачева, и вчетверо выше, чем у Никиты Хрущева, что не прибавляет президентским заявлениям убедительности.
Осознав это, в администрации, видимо, решили отыграть назад, ничего не отменяя публично, чтобы не привлекать излишнего внимания.
Тем более что год назад об удвоении масштабов жилищного строительства уже говорили ответственный представитель «Единой России» Георгий Боос и глава Агентства по жилищному строительству и ЖКХ Владимир Аверченко, на словах твердо уверявшие, что осуществляют планы президента. Не знаю уж, поняли эти высокопоставленные деятели значение собственных слов или нет, но это осталось незамеченным. Трехкратной разницы в цифрах не обнаружили ни оппозиционные политики из «Родины», «Яблока», СПС и КПРФ, ни губернаторы, ни ученые, ни даже журналисты, не говоря уж о простых гражданах.
С такой публикой извиняться – дело лишнее.
Чего можно ожидать дальше?
Президент и правительство, видимо, действительно будут планировать лишь удвоение строительства жилья к 2010 году. При этом нового жилья хватит на одну восьмую часть граждан, но никак не на одну треть. И даже признаков удешевления квартир не просматривается.
Такое отступление от намеченного означает осложнение жилищной проблемы на ближайшие годы, а по существу – отказ от ее решения. Подтверждение тому – еще несколько цифр, названных на Госсовете.
Треть граждан страны живут в неблагоустроенном и ветхом жилом фонде. Ветхий фонд катастрофически стареет (в 10 раз за 10 лет), превращаясь в аварийный, что грозит необходимостью экстренного расселения огромного числа людей одновременно. В улучшении жилищных условий заинтересованы две трети граждан страны, а количество ипотечных кредитов предполагается довести до одного миллиона к 2010 году (то есть на 40 млн. кв. м жилья).
Одного сочетания этих данных достаточно, чтобы убедиться, что у малообеспеченных жителей ветхих домов практически нет шансов на улучшение жилищных условий.
Удвоение строительства должно произойти только за счет ипотечных кредитов. Квартиры при этом достанутся той части граждан, которая способна взять ипотечные кредиты и, как правило, в ветхих домах не живет. Тем самым государство фактически дает понять, что строительства социального жилья не будет.
Кроме того, есть основания полагать, что треть граждан с предполагаемыми высокими доходами, о которых президент говорил как о перспективных приобретателях нового жилья, и две трети граждан, которые хотят улучшения жилищных условий, – это разные социальные категории, мало связанные между собой.
Первые уже улучшили свои условия, многие до мирового уровня в 40–80 кв. м на человека. А вторые не имеют доходов, чтобы получить ипотечные кредиты даже на социальную норму, и ждут помощи от государства. Однако кредитные планы правительства рассчитаны как раз на первых, тех, кто покупать жилье не собирается.
О том, что не все гладко и в этой части, говорит другое несоответствие в послании президента: по данным Госстроя, приобретают квартиры лишь 1,5% населения, а не одна десятая, как сказал президент.
Десятая часть получает высокие доходы, однако путать ее с людьми, желающими приобрести жилье, как минимум неосторожно. В противном случае непонятно, почему нет квартирного ажиотажа при шестикратном превышении платежеспособного спроса над предложением, почему не заметно соответствующего роста строительства. Ответ один: те, кто имеет средства для покупки жилья, его уже купили.
Кому в таком случае адресована президентская ипотечная программа и от чего отталкивалось в своих прогнозах правительство – непонятно.
Возможно, в этом кроются причины провала ипотечных планов государства за прошедший год, о котором также говорилось на заседании Госсовета (выдано 40 тыс. кредитов, а предполагалось 400 тыс.). Хотя такой провал скорее к счастью, потому что ипотека как инструмент хороша, если жилищный рынок стагнирует. А в условиях растущего рынка ипотека играет дестабилизирующую роль, взвинчивая цены.
Здесь уместно сказать, что жилищной проблемой в нашем государстве давно никто не занимается серьезно. Тот факт, что уже не замечают и не придают значения явным несоответствиям в жилищных планах президента, убедительно говорит в пользу такой запущенности. Общее отношение к проблеме поверхностное и даже легкомысленное. А ведь от этого страдает продуманность решений, а значит, экономичность, эстетичность, экологичность, привлекательность для покупателей и эксплуатационные расходы на многие годы. Потому надо искать новые ресурсы, альтернативы, анализировать ошибки. Без этого, без профессионального определения того, чего хочет государство, мало смысла обсуждать Жилищный кодекс и проценты по ипотеке.
Между тем ситуация из года в год ухудшается. Недавняя авария энергосетей в благополучной Москве – лишь один из первых звонков. В ряде регионов износ сетей вообще стопроцентный и с жильем ситуация не лучше. Однако продуманной стратегии выхода из положения у государства нет. Консультанты президента весьма отдаленно представляют себе сложность жилищной проблемы и ее специфику в России. Отсюда столько нестыковок и нелепой веры в ипотеку.
Попытки государства заработать на жилищной проблеме, переложить ремонт жилья и сетей на плечи небогатого населения через повальную приватизацию квартир, намерения ввести полную оплату за коммунальные услуги ни к чему хорошему не приведут. Это пляски на бочке с порохом. На Западе при стопроцентной оплате жилья у людей остаются деньги на полноценное питание, одежду, транспорт, лечение, образование и отдых. А у нас?
Важно отметить, что обещания президента по решению жилищной проблемы остаются для большинства граждан чуть ли не единственной надеждой на улучшение жизни. Вера в другие социальные планы государства рушится на глазах. Когда же обнаружится срыв и подмена планов жилищного строительства, следует ожидать социальных потрясений. Опрометчивых обязательств по поводу жилья главам государства не прощают – настолько это важная тема. Даже через десятилетия молва продолжает обвинять Хрущева и Горбачева в провалах жилищных обещаний.
Большинство ошибок в жилищной сфере станут очевидными к окончанию второго президентского срока Владимира Путина, и это может иметь очень серьезные последствия для государства. Под ударом окажутся все ветви власти.