У большинства россиян образ Греции прочно связан с представлениями о жарком солнце, теплом море и обрывками школьных знаний из истории Древней Эллады. Впрочем, расхожее мнение не всегда бывает ошибочным, поскольку в этом райском краю все действительно дышит античностью. Побывав в округе Эврос, что на севере страны, в этом можно убедиться воочию.
Там, где живут олимпийцы
Всего в нескольких минутах от центра столицы региона – города Александруполис – расположены развалины святилища богини Деметры и пещера циклопа Полифема. А в нескольких десятках миль от берега раскинулся неповторимый по своей красоте остров Самофракия. Откуда, как известно из мифов, бессмертные боги-олимпийцы наблюдали за увлекательными перипетиями Троянской войны.
Остров Самофракия знаменит еще и тем, что здесь в ознаменование громкой морской виктории над персами был воздвигнут замечательный монумент в честь богини победы Ники. Древние греки представляли ее в образе привлекательной молодой женщины. Конечно, победа всегда красива.
Долгие века скульптура считалась утраченной и была обнаружена на острове лишь в 1863 г. французским консулом, который благополучно вывез ее во Францию. Сегодня Ника Самофракийская украшает Лувр, поскольку Афинам пока никак не удается вернуть богиню на историческую родину.
«Вот уже много лет мы добиваемся возвращения памятника в Грецию, – рассказывает губернатор округа Эврос Николаос Забунидис. – Перед Олимпийскими играми 2004 года наше правительство обратилось к Франции с просьбой привезти Нику на французском корабле и оставить ее у берегов родины хотя бы на время проведения Олимпиады. Увы, Ника так и не увидела Греции».
Столичный Александруполис, названный в честь великого македонского завоевателя, – город, можно сказать, наш, российский. Он был построен после одной из русско-турецких войн в 1877 г. по проекту русского архитектора. Здесь похоронены 30 русских солдат, в память о которых установлен монумент. Но русский он не только «по происхождению». В Александруполисе проживают около 13 тыс. наших соотечественников – этнических греков из бывшего СССР. Всего же под жарким солнцем Эллады нашлось место для 120 тыс. репатриантов из России, Грузии, Армении, Казахстана и Средней Азии.
Греция, как и многие другие зарубежные страны, имеет программу приема репатриантов. Помогает финансами и Евросоюз. Согласно этой программе, репатриантов должны обеспечить жильем и работой. Для их размещения власти создали несколько временных городков на северо-востоке страны – во Фракии. Таким образом, Греция решала сразу две проблемы, дав возможность людям вернуться на историческую родину и выправив демографическую ситуацию: на севере живет довольно много этнических турок, которые по темпам рождаемости явно обгоняют титульную нацию.
Правда, первым «возвращенцам» жилье удалось получить только через 2–2,5 года, а не сразу, как предусмотрено программой. Кстати, программа «работает» только во Фракии. Если кто-то решил изменить место жительства, то автоматически лишается льгот. Многие обещания, щедро раздаваемые греческими властями, так и остались на бумаге. Но все-таки со временем выход был найден. Правительство, дабы не допустить оттока новых граждан, решило выдавать им беспроцентные кредиты. Но вот помочь найти работу, которой катастрофически не хватает, не в состоянии. В результате многие репатрианты все же сочли за благо уехать – кто на Кипр, кто в Германию.
Дело – в трубе
Сегодня люди связывают большие надежды со строительством стратегического нефтепровода Бургас–Александруполис. Как считает губернатор Эвроса Николаос Забунидис, реализация этого проекта позволит сократить безработицу, создав новые рабочие места прежде всего для репатриантов из России. Как рассказал «НГ» замминистра иностранных дел Греции Еврипидис Стилианидис, переговоры длились 13 лет. И вот в апреле были решены политические вопросы и подписан меморандум о сотрудничестве в реализации проекта между Россией, Грецией и Болгарией. Сейчас началась стадия технической подготовки, и уже через три года труба должна войти в строй. Нефть будет перевозиться танкерами из Новороссийска в болгарский порт Бургас, а затем перекачиваться по нефтепроводу в Александруполис. Протяженность нефтепровода составит 282 км. Его пропускная способность – 30–35 млн. тонн нефти в год. Общая стоимость проекта оценивается примерно в 700 млн. долл., 130 млн. греческая сторона готова выделить уже сейчас. Еще 300 млн. долл. понадобится для сооружения терминалов. Новый нефтепровод призван стать альтернативой морскому пути через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы.
Не бойтесь заблудиться
В первые же полчаса пребывания в Александруполисе мне удалось потеряться. На помощь пришел немолодой человек, представившийся Андреичем. И пока группа, в составе которой я приехала в Грецию, наслаждалась ужином с мэром города и губернатором округа, я в компании Андреича гуляла по ночному городу. Настоящая жизнь начинается здесь лишь к вечеру. Маленькие, уютные кафе заполняются до отказа. Молодежь может себе позволить и бокал хорошего местного белого вина. А старики за чашкой кофе могут проговорить до утра. Что поделаешь, Евросоюз, все дорожает на глазах┘ Но греки по-прежнему гостеприимны и веселы. Вот и Андреич решил удивить не по-европейски, пытаясь отыскать сына с машиной, чтобы отвезти меня в гостиницу. По дороге рассказывал, как несколько лет назад приехал в Грецию, с какими проблемами столкнулся. «Назад в Россию? Нет! Лучше уж я тут останусь. Мы приехали под специально разработанную программу для репатриантов, – рассказывает Андреич, он же – Святослав Андреевич Китикидис. – Вот возьмет сын кредит, и купим квартиру».
Сладкий танец победы
Если русские встречают гостя за столом, то греки приглашают его на танец. Танцем начинают праздник, танцем и заканчивают. Недалеко от Александруполиса, высоко в горах, расположилось селение Ианна. Вернее располагалось, потому что сейчас на этом месте высится только храм св. Димитрия, построенный в 1345 г. Здесь тоже некогда жили люди – двадцать одно поколение. Но во время турецкой войны всех жителей угнали в Турцию, и только через четыре поколения они смогли вернуться на родину и до 1945 г. жили в селе. Потом трудности жизни в горах вынудили их спуститься в долину – в город.
Впрочем, бывшие селяне каждый год все свои главные праздники отмечают в церкви Св. Димитрия, рассказывает глава общины села Ианна Феофанис. Здесь же венчаются многие молодые пары. Вот и на этот раз люди собрались возле храма. Еще не видно церкви, но горная извилистая дорога к ней уставлена факелами. Стоят посты: молодые люди в национальной одежде останавливают машины и проверяют. Впрочем, чужаков не оказалось, если не считать гостей из Москвы, которым было выдано «специальное разрешение».
Маленькая церквушка, больше напоминающая крепость, не смогла вместить всех желающих, и священнику пришлось дважды проводить службу. После службы, рассказывает глава общины Феофанис, праздник заканчивается танцем, который символизирует победу над римлянами. Происхождение этого танца уходит своими корнями в глубь истории. В старину, когда в Каппадокии жили люди, пришли римляне и захотели разрушить город. Горожане отстояли свой очаг и с позором выставили оккупантов. Как же можно не отметить такое дело!
А вы говорите – море, солнце, легенды┘ В Греции есть все. А самое главное – люди, открытые и доброжелательные, готовые в любой момент прийти на помощь заплутавшему иностранцу.