У интеграции на постсоветском пространстве нет перспектив. К такому выводу пришли российские ученые-экономисты во время состоявшегося на этой неделе в Москве семинара «Стратегия развития», организованного Группой стратегических исследований и Высшей школой бизнеса МГУ. Главный докладчик семинара, директор института международных экономических и политических исследований РАН Руслан Гринберг констатировал, что с Россией не хотят интегрироваться не только элиты стран СНГ, но и сами народы бывших советских республик. Другие эксперты оценивают ситуацию примерно так же.
Свое выступление докладчик начал с неожиданной констатации: «Экономическая интеграция на постсоветском пространстве – слишком оптимистичная формулировка, об этом рано говорить». По мнению профессора, главная цель стран СНГ в отношениях с нашей страной – получить максимальные экономические выгоды при минимальных политических обязательствах. Россия хочет сохранить свое влияние, но является «первым дезинтегратором СНГ». В качестве примера руководитель ИМЭПИ привел двойные стандарты Москвы в отношениях с НАТО. «Страны Содружества хотят в альянс, России это не нравится, но на наши возражения они резонно отвечают: «А что здесь такого, вы же с ними дружите?» Помимо внешних причин дезинтеграции есть и внутренние – это мотивы местных элит, которым вполне достаточно «своего царя». «Даже этнические русские, живущие в Белоруссии, не хотят подчиняться России, считая, что одного батьки им вполне хватает». Что касается народов, то они, по мнению Гринберга, не хотят интегрироваться хотя бы потому, «что у себя им не надо косить от армии, а в России есть Чечня, где убивают».
Главный научный сотрудник Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти Олег Юнь добавил к перечисленным причинам проблему «технологического захолустья» нашей страны, которая «отстает от Запада и Японии на 3–4 компьютерных уклада». Интеграция в СНГ обречена не только по экономическим причинам, считает президент института «Общественный договор» Александр Аузан. «Мировая история не знает примеров восстановления империй в тех же пространствах. То, что мы наблюдаем сейчас – ЕврАзЭС, ЕЭП, – это постимпериалистический синдром», – сказал он.
Тем не менее, на взгляд экспертов, существуют и альтернативные сценарии развития отношений России с республиками СНГ. Ректор Международного университета Сергей Красавченко выразил мнение многих участников семинара, сказав, что «речь может идти только о развитии двусторонних отношений». Россия должна стать притягательным игроком мировой политики, а не только «державой с ядерным кулаком и политическими амбициями», считает он. Профессор Российской экономической школы Владимир Попов добавил, что эти отношения должны быть экономически полезными. По его мнению, начать надо с отказа от поставки в ближнее зарубежье дешевого газа и нефти, потому что «не стоит сегодня платить за то, что завтра все равно провалится». «Всех примут в ЕС раньше, чем нас и чем если они будут с нами, – считает Попов. – Это произойдет хотя бы потому, что в Белоруссии и на Украине, например, уровень преступности в десятки раз ниже, чем у нас».
Очевидно, что в СНГ не смогут платить за российские ресурсы по мировым ценам и РФ не получит от повышения тарифов сиюминутной экономической выгоды. Но растущий долг, по мнению экономистов, может стать дополнительным аргументом при политических переговорах по поводу тех же российских военных баз в Грузии.
Другая альтернатива интеграции в СНГ – кардинальное изменение направления государственных интересов страны. По мнению старшего сотрудника отдела экономики регионов Европы и Центральной Азии Всемирного банка Владимира Дребенцова, России «наконец нужно отвернуться от старушки Европы и повернуться лицом к Южной Азии – Китаю, Индии, где возникает новый центр силы». «Тогда и страны СНГ могут подключиться к нам и интегрироваться в мировую экономику», – считает эксперт.
Подводя итоги семинара, Руслан Гринберг с сожалением заметил, что «постсоветская интеграция так и останется на бумагах и мы должны привыкать к этой жизни, а это тяжело».