– Вы не разочарованы запретом правительства на продажу контрольного пакета «Силовых машин» концерну «Сименс»?
– Считаю, что Федеральная антимонопольная служба приняла абсолютно обоснованное решение. Мотивы «Сименса» были достаточно прозрачны: получив контроль над «Силовыми машинами», немцы устранили бы мощного конкурента на мировом рынке. Конечно, «Сименс» обеспечивал бы дальнейшее развитие компании, но только в качестве своего вспомогательного ресурса, ресурса второго уровня. Для России, рассчитывающей на инновационный прорыв, это неприемлемо. К тому же наличие оборонных мощностей в «Силовых машинах» также представляет большую проблему, и пути ее решения не были понятны. Так что полагаю, что вопрос передачи иностранному собственнику контроля над ведущей энергомашиностроительной компанией РФ можно считать закрытым.
– А как же упущенные иностранные инвестиции?
– Есть разные виды инвестиций. С точки зрения государства продажа иностранцам стратегических предприятий с целью получения денег – несерьезна и даже безответственна. Есть не вполне благополучные отрасли, где приток инвестиций востребован практически в любом виде – автопром, например, или производство сельскохозяйственной техники. В отношении благополучных отраслей – тем более стратегических, к которым относится энергомашиностроение, – необходим совершенно другой подход. Обычная распродажа активов здесь неприемлема. Здесь нужны инвестиции на основе кооперации.
– Сразу вслед за решением ФАС президент в своем Послании к Федеральному собранию заявил о необходимости на законодательном уровне четко определить те сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе и государственного, капитала.
– Будем исходить из того, что свою позицию по вопросу передачи «Силовых машин» иностранному собственнику государство выразило достаточно четко. Теперь оно должно быстро, я подчеркиваю – быстро, оформить эту проблему законодательно. И это не проблема энергомашиностроения – это проблема выработки правил игры для инвесторов. Импульс к этому дан в Послании президента, но мы знаем, что одного импульса у нас часто недостаточно. Кто-то должен контролировать исполнение поставленной задачи. Нужен ответственный – человек с конкретным именем, фамилией, отчеством. Ему должен быть поставлен срок, скажем, месяц. Если дать больше, это не будет сделано никогда. Это принципиально.
– Сегодня активно обсуждается предложенная Ильей Клебановым идея создания на основе «Силовых машин» национальной энергомашиностроительной корпорации на принципах государственно-частного партнерства.
– Главное, чтобы эта идея не была загублена в зародыше. А для этого нужно четко понять, какие обязательства готов принять на себя частный капитал, а какие – государство.
– Что именно, по вашему мнению, государство должно взять на себя?
– Есть несколько направлений. Первое: государство должно внятно сказать, что оно хочет приобрести и в течение какого периода. То есть должен быть сформирован портфель заказов для корпорации. Естественно, должны быть предоставлены определенные финансовые гарантии, иначе эта система, связанная с большим количеством соисполнителей и партнеров, работать не будет.
Второе: прямое лоббирование интересов корпорации на международных рынках. У нас есть соответствующие внешнеэкономические структуры. Где нужно сосредоточить основные усилия, известно, – там, где позиции российского энергомашиностроения традиционно сильны, а продукция востребована. Это азиатские рынки, Средний и Ближний Восток, СНГ.
Третье: создание финансовой инфраструктуры как в России, так и за рубежом. Нужно понимать, что продукция энергомашиностроения – это не нефть, которая торгуется за наличные. Должна быть отработана система связей и долговременных контрактов. Привлечение кредитов – безусловно, поэтому в деятельности компании должен активно участвовать экспортно-импортный банк. Но я против создания новых банков – у нас есть Внешторгбанк или Сбербанк, которые могут работать в связке с этой корпорацией.
Четвертое: налоговые преференции. На мой взгляд, сегодня налоги на прибыль, идущую на инвестиции, необходимо вообще отменить. Это моя принципиальная позиция, причем не только в области энергомашиностроения. Еще одна из форм государственного участия – преференции на конкретные НИОКР при условии согласования их с государством.
– Как должна формироваться корпорация?
– Конфигурации могут быть различными. Если со стороны государства будут выполнены условия, о которых мы говорили выше, то я думаю, что будущих участников скорее придется отбирать по конкурсу, чем искать и привлекать. Потому что это хороший, надежный бизнес. Я не исключаю и прямого вхождения государственного капитала в эту корпорацию, но, по моему мнению, государственный пакет должен быть впоследствии продан.
– Как ведущий российский эксперт по экономическому прогнозированию, какого эффекта вы ожидаете от создания национальной энергомашиностроительной корпорации для отрасли и для национальной экономики в целом?
– Гадать сейчас о конкретных числах – дело бессмысленное. Но общий вектор понятен: растет экономика России, растет спрос на энергомашиностроительную продукцию. Растут профильные рынки в Индии, в Китае. Так что, во всяком случае, это будет живая и эффективная компания.
Есть еще одно немаловажное преимущество будущей корпорации – ее двойное назначение. Почему у Европы по сравнению с США ниже конкурентоспособность в области самых передовых технологий? Там мало военных расходов. А они сегодня – мощнейший фактор научно-технического развития. Интернет, сотовая связь – все это продукты, первоначально предназначавшиеся для ВПК.
Кроме того, мировой рынок высоких технологий – это своего рода закрытый клуб. И собственные высокие технологии – это входной билет туда. Энергомашиностроение – наряду, например, с нашим ракетно-космическим комплексом – особая отрасль, где наши позиции традиционно сильны.
Конечно, речь не идет о том, что на следующий день после создания компании наступит счастье и успокоение. Все только начнется. Но, вы знаете, когда говорят, что нам надо уходить от экспортно-ориентированной экономики, снимать страну с нефтяной иглы, – это общие слова. А вот создание национальной энергомашиностроительной компании – это конкретно и по делу.