Сегодня в Москве открывается 89-я сессия Совета министров Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ). На этом форуме участники определят позиции, которые станут ориентиром для формирования общеевропейского транспортного рынка, отвечающего интересам всех стран континента.
ЕКМТ учреждена 17 октября 1953 года. Первоначально в состав ЕКМТ входили 16 государств Западной Европы. В настоящее время странами – членами ЕКМТ являются 43 государства. Кроме того, в качестве ассоциированных членов в ней участвуют 7 неевропейских стран (США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Корея и Мексика). Россия стала полноправным членом этой организации 1 июля 1997 года.
«Участие России в деятельности ЕКМТ позволяет быстрее адаптироваться к интеграционным процессам, происходящим в Европе, строить двусторонние и многосторонние отношения на выгодных для отечественных перевозчиков условиях, – говорит министр транспорта России Игорь Левитин. – Объективные различия между странами Западной и Восточной Европы дают нам возможность для маневра в тех случаях, когда идет активный напор со стороны Евросоюза по ускоренному распространению своих международных норм на территорию всей зоны ЕКМТ».
За время своей работы ЕКМТ доказала свою востребованность. Сегодня это единственный форум на евро-азиатском пространстве, где на уровне министров транспорта принимаются решения в области транспортной политики, оперативно обсуждаются вопросы, связанные с взаимодействием различных транспортных систем.
На прошлогодней сессии в Любляне Россия была избрана страной – председательницей организации. По мнению заместителя министра транспорта России Александра Мишарина, наша страна сумела извлечь практическую пользу из этого обстоятельства.
«Пользуясь правами страны-председателя, мы сумели отстоять свою позицию, что позволило сохранить положительную динамику роста доли российских автоперевозчиков, – говорит Александр Мишарин. – Сегодня она равняется 37%, в то время как три года назад была 23%. И я думаю, что в 2005 году эта тенденция сохранится».
Кроме того, в рамках ЕКМТ был рассмотрен российский подход к проведению реформ на железнодорожном транспорте. Подготовлен специальный доклад комиссии министров транспорта, который будет доложен на 89-й сессии. В нем, по словам Мишарина, дана положительная оценка проводимой в России реформе железных дорог и содержатся рекомендации по организации инфраструктуры, использованию перевозчиков, формированию тарифной политики.
В течение года, когда наша страна являлась председателем ЕКМТ, российская сторона неоднократно поднимала вопрос о будущем этой организации. На 89-й сессии этот вопрос вынесен на отдельное обсуждение. Суть предлагаемых изменений касается включения в повестку дня ЕКМТ вопросов развития трансъевропейских транспортных коридоров, их интеграции с азиатскими коридорами, а также привлечения к работе ЕКМТ бизнесменов и других заинтересованных участников рынка.
Одним из важных вопросов повестки дня станет обсуждение перспектив реструктуризации системы многосторонних квот на международные грузовые автомобильные перевозки в Европе. По мнению экспертов, решение этой проблемы осложняется недостатком официальных статистических данных, необходимых для справедливого расчета квот стран – участниц ЕКМТ. Несмотря на расширение зоны Европейского союза потребность стран – членов ЕКМТ в сохранении и совершенствовании системы многосторонних квот сохраняется. «Все действия по ее реструктуризации должны осуществляться в рамках тех целей, ради которых она была внедрена, – говорит Игорь Левитин. – Это – либерализация рынка грузовых автомобильных перевозок в сочетании с гармонизацией условий конкуренции между перевозчиками разных стран».
ЕКМТ – во многом совещательная организация. При этом у нее уже сейчас есть полномочия, позволяющие ей прямо влиять на транспортный рынок континента. России касаются практически все вопросы, обозначенные в повестке сессии. Кроме развития европейских коридоров «Север–Юг» и «Запад–Восток», а также евро-азиатских коридоров для России, по словам Мишарина, очень важна тема реформы железных дорог. «Это нас прямо интересует, и выдача рекомендаций ЕКМТ по этой теме для нас важна», – подчеркнул он.