0
1107
Газета Идеи и люди Интернет-версия

17.05.2005 00:00:00

Сто лет свободы и полвека процветания

Константин Воронов

Об авторе: Константин Валентинович Воронов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: норвегия, история, партнерство


норвегия, история, партнерство Королева Соня (справа) – глава норвежского государства, ставшего оплотом женского равноправия.
Фото Reuters

В этом году Норвегия празднует 100-летие своей независимости. Формальный отсчет независимости идет с момента объявления 7 июня 1905 года стортингом о разрыве унии со Швецией. Россия первой из великих держав признала новое суверенное государство. Однако любимым народным национальным праздником здесь по-прежнему остается День Конституции (принята 17 мая 1814 г. в г. Эйдсволль), когда проводятся демонстрации, маршируют школьники и многие норвежцы выходят на улицу в традиционных народных костюмах. Отмечаемый таким образом двойной вековой юбилей – независимости плюс установления двусторонних межгосударственных связей – хороший повод обратиться к тематике этой рекордно благополучной страны Северной Европы.

Сходство и различия

Характерно, что испокон веков норвежский крестьянин сохранял личную свободу, и здесь отсутствовал абсолютизм монархии. Это предопределило в дальнейшем глубинные черты общества и специфические атрибуты государства. За сравнительно короткий исторический срок Норвегия из беднейшей окраины Западной Европы по уровню ВВП на душу населения (41 тыс. долл. США в 2004 г.) вышла в пятерку ведущих стран. Страна лидирует по качеству жизни населения (Россия все еще занимает 115-е место из 130 в мире), большинству ключевых социальных параметров. Свобода и независимость обернулись универсальным генератором процветания.

Древняя родина викингов издревле проводила широкую территориальную экспансию, но тем не менее осталась (323,8 тыс. кв. км – без Шпицбергена на 4,5 млн. чел.) все-таки маленькой страной. За счет расширения собственных экономических и природоохранных зон до 200 морских миль площадь морских акваторий под норвежским контролем ныне в 3 раза превышает сухопутную ее территорию. Нация закаленных моряков и рыбаков (предки которых назвали свою землю «Nord vegr» – «Путь на север») смотрела на море как на естественный и безграничный свой ресурс – широкую дорогу в окружающий мир.

Норвежская модель

Особое значение здесь придается обеспечению полной занятости, приверженности «принципу всеобщности» – распространению услуг государства на всех сограждан, а не только малоимущих и особо нуждающихся. Норвегия традиционно характеризуется равномерно распределенной среди ее населения собственностью, в течение многих лет оставалась эгалитарным и относительно однородным обществом. Норвегия – действующий «чемпион мира» в вопросе равенства полов: долгие годы женщинам принадлежит около 40% в правительстве и парламенте. Межотраслевая дифференциация – соотношение между наиболее высоким и минимальным уровнями оплаты труда – составляет 2:1, а внутриотраслевая – 8:1. Так что россиянам (у нас эти показатели, увы, на порядок выше) есть чему поучиться у потомков варягов.

Главным строительным инструментом правящего класса стали политические инициативы, разработка и проведение практической программы социально-экономических (либерально-монетаристских и социал-реформистских) мероприятий. В результате острой борьбы выработан национально-демократический консенсус в отношении капитала – обязательный, непременный контроль вне зависимости от его национальной принадлежности. Характерная черта – масштабный государственный сектор (доля ВНП, распределяемого властями всех уровней, превысила 50%) и его активное участие в социально-гуманитарном развитии.

Норвежская экономика – процветающий бастион (теперь уже классического) социал-капитализма, сочетающего свободный рынок и госрегулирование. Через бюджет и прочие институты правительство внимательно контролирует ключевые отрасли хозяйства. За 2004 г. ВВП страны вырос на 3,5% (в еврозоне 1,5%) по сравнению с прошлым годом. Народное хозяйство пребывает в стадии интенсивного роста, который, как ожидается, вызовет сокращение безработицы (ныне 4,5% по сравнению с 9% в ЕС в целом) в 2005–2006 гг. Стоит подчеркнуть: нынешний хозяйственный подъем вызван преимущественно внутренними факторами, в том числе ростом инвестиций в георазведку.

Эффективная социал-демократия

Норвежская рабочая партия (НРП) продолжает сохранять сильные позиции, формируя, правда, правительства меньшинства. Ее курс – функциональный социализм – управление собственностью, а не просто формальное обладание ею. Опираясь на кейнсианскую концепцию, социал-демократы уделяют большое внимание планированию, уровню инвестиций, повышению эффективности производства. Прежнему руководству НРП (Т. Браттели, Й. Эвенсен) с его ориентацией на программно-социальные цели, а не на чисто экономические показатели удалось сформировать социально ориентированную национальную политику и необходимый инструментарий в новой сфере – нефтегазовом комплексе (НГК).

Лидеры НРП смотрели на иностранный капитал как на жесткого противника, а не как на спонсора и благодетеля. Гиганты мирового нефтяного бизнеса (знаменитые «семь сестер») пошли на принятие обременительных условий для своей деятельности в этой стране. Предоставив свои передовые технологии добычи нефти и газа, квалифицированные кадры, в обмен получили возможность использовать близость потребительского рынка Европы и США. Различие хозяйственных философий норвежского «государства всеобщего благосостояния» и российской практики «первоначального накопления капитала» влияет, очевидно, на статус и встроенность НГК в их хозяйственные системы.

Нефтяная эра

Норвегия – третий, после Саудовской Аравии и России, экспортер энергоресурсов. Общий объем добычи нефти и газа на шельфе Норвежского, Северного, Баренцева морей достиг рекордной отметки – 263 млн. куб. нефтяного эквивалента в 2004 г. При нынешнем уровне цен и бурном развитии инновационных технологий норвежцы стремятся притормозить темпы добычи своих углеводородов, чтобы избежать перегрева экономики и пресловутой «голландской болезни».

Объединение усилий бизнеса и государства Страны фьордов в сфере НГК базируется на едином понимании зависимости от природной ренты прочих секторов нацэкономики и необходимости удовлетворения расширяющихся социальных нужд. Отлаженный механизм формирования и реализации национально-государственных интересов через представительную партийно-политическую систему парламентской демократии – один из важнейших факторов успешной реализации оригинальной норвежской НГК-модели.

Евросоюз

Нефтегазовый фактор, помимо коренного изменения всей хозструктуры, оказал большое влияние на политику страны. Он существенно повлиял на расстановку и борьбу внутриполитических сил по так называемому интеграционному вопросу – проблеме ее членства в Европейском экономическом сообществе. После двух неудачных для истеблишмента референдумов (в 1972 и 1994 гг. дважды норвежцы с удивительным постоянством сказали «интегрантам» «нет») страна находится формально вне Евросоюза. Местные евроэнтузиасты намереваются предпринять новую попытку присоединения к ЕС после 2007 г., когда завершится его расширение и оформится двухскоростная модель интеграции.

Хотя родина викингов жестко зависит от еврорынков (около 80% ее экспорта) и глубоко интегрирована в структуру экономического и валютного союза ЕС, между Осло и Большим Брюсселем остается ряд конфликтных сфер и вопросов. Норвежцы все еще боятся утратить свою социально-экономическую систему, которую они выстроили за последние полвека. «Норвежская модель» интеграции – тесное сотрудничество с Евросоюзом на фоне отказа от полноправного членства, представляет практический интерес и для России. Такая система международного взаимодействия обеспечивает достаточную свободу для хозяйственного партнерства без обязательного соблюдения мелочных регламентаций, удушающих норм и прочих «брюссельских канонов».

Серьезное противоречие для Осло связано с укреплением европейского «центра силы» – созданием политического и военного союза и неясностью перспектив «самореформирования» НАТО. Двойственная основа безопасности Норвегии – атлантическая и европейская – сохраняется вроде бы в прежнем виде. Будет ли Осло действовать здесь совместно с ЕС и НАТО или же предпочтет держаться особняком, справится ли интегральный Старый Свет как целое с вызовами XXI гипертехновека лучше, чем отдельные страны в одиночку, – предсказать сегодня трудно.

Россия

Норвегия 16 декабря 1991 г. первой – пришел ее черед – признала РФ в качестве суверенного государства. По сравнению с советским периодом наши двусторонние отношения радикально изменились в лучшую сторону. Создан и начал действовать механизм сотрудничества в Евро-Арктическом Баренцевом регионе, заключен ряд продуктивных соглашений, в частности, в области рыболовства, экологии, ядерной безопасности.

В Осло укрепляется реалистическое ощущение, что только вместе с великим восточным соседом можно полноценно осваивать месторождения нефти в Баренцевом море без ущерба для окружающей среды. (По данным геологов, четверть неисследованных ресурсов скрыты в пределах Полярного круга, хотя их реальные объемы пока остаются загадкой.) Однако сдерживающий фактор на этом пути – все еще не решенный, длящийся почти 40 лет спор по поводу разграничения территориальных вод (сейчас речь идет примерно о 5% дискутируемых 26 тыс. кв. км т.н. «серой зоны») и статуса арктического шельфа Баренцева моря. Без прагматичных взаимных уступок сторон здесь вряд ли что-либо сдвинется с мертвой точки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2042
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1309
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
968
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1274

Другие новости