Построить эффективно работающую национальную инновационную систему в нефтедобывающей стране весьма непросто. К такому выводу пришли участники прошедшего 25 апреля очередного семинара «Стратегия развития», организаторами которого являются Высшая школа бизнеса МГУ и Институт комплексных стратегических исследований. С основным докладом на тему «Национальная инновационная система России в международном контексте» выступил первый заместитель директора ИМЭМО РАН, член-корреспондент РАН Александр Дынкин. Доклад на тему «Состояние и перспективы развития инновационной экономики» представил генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник.
По словам Александра Дынкина, качество элементов национальной инновационной системы оставляет желать лучшего. «На первый взгляд в нашей экономике существуют все элементы национальной инновационной системы. Вопрос в качестве этих элементов. Например, у нас несколько десятков технопарков, а реально из них работает всего 5–6», – говорит Александр Дынкин. У инновационной системы две стороны – это государственный сектор и частнопредпринимательский сектор. От степени успешности их взаимодействия и зависит эффективность всей системы. Но взаимодействия как раз и нет.
В отечественной инновационной системе до сих пор сохраняется высокая доля государства. В госсобственности сосредоточено 73% организаций, занимающихся исследованиями и опытно-конструкторскими разработками. Активность частного сектора пока крайне мала. «Мы пытались найти на сайтах компаний информацию о вложениях в НИОКР. Нашли только у одной из 10», – отметил замдиректора ИМЭМО. Между тем, говорит он, в США на сегодня работает около 25 компаний, чей научный бюджет превышает 1 млрд. долл. В ведущих странах Евросоюза 20 компаний с научным бюджетом в 1 млрд. евро, – говорит Александр Дынкин. – Проблема в том, что сегодня никто не ставит задачу выращивания крупных высокотехнологичных корпораций».
Перекос в государственную сторону в инновационной сфере, по словам президента ассоциации «Российский дом международного научно-технического сотрудничества» Бориса Салтыкова, вовсе не случаен. «Мы сегодня имеем переходную национальную инновационную систему, в которой половина командно-административная, половина – рыночная, – считает он. – Пока правит старая элита и господствуют старые институты, быстрых подвижек не будет». «Сегодня институциональная среда в лучшем случае нейтральна к нововведениям», – в свою очередь заметил Александр Дынкин. «Поэтому у нас есть две главные задачи, которые нужно решать: во-первых, необходимо стимулировать инновационную деятельность частного сектора, во-вторых, повышать качество госуправления», – подчеркнул он. Другим фактором развития должно стать создание конкуренции в большинстве отраслей экономики, чтобы стимулировать компании к внедрению новых технологий и услуг, разработке новых продуктов.
Общие расходы на инновационную деятельность также не впечатляют. «США тратят на исследования и разработки 280 миллиардов долл. в год, Япония – 100, основные страны ЕС – 50 – 60. Китай с 1995 по 2002 год в четыре раза увеличил эти расходы – с 18 до 72 миллиардов. Россия по паритету покупательной способности тратит порядка 14 миллиардов долларов в год», – сказал главный научный сотрудник Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти Олег Юнь.
Иван Бортник, который выступал после Александра Дынкина, сосредоточился в основном на одном моменте. Он считает, что пока ни бизнес, ни власть не заинтересованы в развитии инноваций. «Пока «жареный гусь» никого не клюнул», – так образно откомментировал он сложившуюся ситуацию. Причина в общем-то та же, о которой говорил Александр Дынкин, – основной доход государство и предприниматели получают от экспорта энергоносителей и сырья. «Деньги сегодня могут размножаться более эффективными путями, чем инновации», – считает Иван Бортник. Он также обратил внимание на то, что такое невнимание к этой сфере, выражается в отсутствии качественной статистики по инновационной деятельности. «Согласно официальной статистике, из 81 тысячи предприятий под госуправлением и оборонных организаций никто не осуществляет мер по внедрению механизмов корпоративного управления. Это блеф», – говорит он. Иван Бортник уверен, что государство и бизнес обратят внимание на инновационную сферу, лишь когда остро встанет проблема замены устаревших основных фондов.
«Национальной инновационной системы у нас нет, – считает помощник председателя совета директоров АФК «Система» Владимир Рудашевский. – Государственный и частный секторы сегодня разрозненны, никакого взаимодействия между ними нет». По его словам, ключевой вопрос – это привлечение инвестиций в экономику и сферу инноваций. При этом Владимир Рудашевский был достаточно оптимистичен и выразил уверенность, что в ближайшее время все-таки начнется развитие корпоративных инноваций. Он сообщил, что сейчас АФК создает два собственных технопарка. Что ж, остается надеяться, что этот пример не останется единственным и ему последуют другие флагманы отечественного бизнеса, а государство все же осознает необходимость развития инновационной деятельности.