– Вы разделяете мнение ФАС о том, что «Силовые машины» должны остаться российскими?
– Я считаю его полностью оправданным с точки зрения защиты национальных интересов, поскольку, на мой взгляд, покупка иностранным инвестором контрольного пакета «Силовых машин» не позволила бы России сохранить контроль над одной из ключевых отраслей российской экономики – энергомашиностроением.
ОАО «Силовые машины» – одна из немногих в России компаний, которая производит продукцию с очень высокой конкурентоспособностью. Она неоднократно побеждала на международных тендерах, обходя тот же «Сименс». У «Силовых машин» сегодня сильные позиции на традиционных рынках: на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, СНГ – именно там, где объемы потребления энергомашиностроительного оборудования растут стремительнее всего. Переход контроля над компанией к «Сименсу» неминуемо привел бы к возникновению и усилению его доминирующего положения в мире и как следствие – росту цен. В итоге мы могли бы потерять не только перспективные рынки, но и нанести ощутимый урон российской внешней политике в указанных регионах, которые традиционно относятся к сфере национальных интересов России.
Повышение цен на продукцию компании не обошло бы стороной и внутренний рынок. А между тем в условиях существования в России гигантского отложенного спроса на продукцию энергомашиностроения, который, по оценкам специалистов, составляет от 20 до 30 миллиардов долларов в ближайшие 5–10 лет, это могло нести угрозу не только экономике, но и энергетической и, следовательно, национальной безопасности России.
– Что касается национальной безопасности, то много говорилось и об оборонной составляющей «Силовых машин».
– Да, компания является единственным российским производителем некоторых видов оборудования для надводных кораблей, подводных лодок, ракет-носителей «Союз» и «Протон», используемых для запусков в интересах военного ведомства России. «Силовые машины» участвуют в обеспечении сервисного обслуживания и поддержания боеготовности подводных, в том числе ракетно-ядерных, сил ВМФ и имеют значительные мобилизационные задания.
Между тем юридические гарантии того, что новый владелец ОАО «Силовые машины» принимал бы к исполнению государственные оборонные заказы, а также поставлял бы продукцию для реализации федеральных целевых программ и других федеральных государственных нужд, отсутствовали. Насколько известно, не было и гарантий того, что проводимая новым собственником ценовая политика не шла бы вразрез с принципами размещения и исполнения государственных оборонных заказов.
– Насколько известно, на недавно прошедшем в Думе круглом столе говорилось и о том, что нынешнее законодательство не регламентирует участие иностранных инвесторов в предприятиях такого рода.
– Да, это серьезный пробел в законодательстве. Я считаю, что необходимо как можно скорее определить для инвесторов, в том числе иностранных, четкие правила игры. На этом вопросе, кстати, особо остановился президент в своем Послании к Федеральному собранию. Глава государства предложил законодательно закрепить перечень отраслей, предусматривающих ограниченное участие иностранного капитала, например в инфраструктурных монополиях и оборонной промышленности. По его словам, именно такой подход используется сегодня в ряде стран с развитой рыночной экономикой, и мы его тоже должны использовать. С этим трудно не согласиться.
– Таким образом, иностранным инвесторам путь на «Силовые машины» будет заказан?
– Ну почему же. Я полагаю, что российская энергомашиностроительная отрасль будет открыта к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами. Почему бы иностранным компаниям, тому же «Сименсу», не участвовать в совместных проектах на условиях технологического партнерства, лицензионных соглашений или в создании совместных предприятий?
– Но какова же альтернатива приходу иностранного собственника?
– Очевидной альтернативой может быть создание на базе ОАО «Силовые машины» национальной энергомашиностроительной корпорации на принципах государственно-частного партнерства. Об этом говорил и полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, это предлагал глава «Курчатовского института» академик Евгений Велихов. Эта идея обсуждалась и была поддержана в Государственной Думе.
С учетом реформирования РАО «ЕЭС» и газовой отрасли, реформы ЖКХ представляется, что России жизненно важно иметь собственный полный замкнутый цикл разработки и производства современного энергетического оборудования, который позволит обеспечить экономическую, технологическую и энергетическую независимость государства.
Базовой стратегией национальной энергомашиностроительной корпорации должно стать сохранение и развитие потенциала отрасли, позволяющего на основе объединения государственной поддержки и финансовых вложений частного капитала сохранить за Россией статус одного из лидеров мирового энергетического машиностроения.
– За счет чего?
– За счет синергетического эффекта, совершенствования технологического уровня и привлечения передовых иностранных технологий на условиях лицензионного сотрудничества корпорация сможет иметь сопоставимый с лидирующими мировыми производителями бюджет финансирования программ НИОКР, технического перевооружения, иметь финансовые возможности для расширения сервисных услуг и рынков сбыта.
Кстати, для решения этих задач стратегическое партнерство в различных формах с крупнейшими иностранными производителями, такими как «Сименс» или «Дженерал электрик», будет просто необходимо. Именно по такому пути сегодня идут крупнейшие производители энергетического оборудования в Китае и Индии.
– Кто может войти в состав акционеров национальной энергомашиностроительной корпорации?
– Наверное, крупнейшие участники рынка электроэнергетики: РАО «ЕЭС России», «Газпром», концерн «Росэнергоатом». Среди частных компаний заинтересованность в «Силовых машинах» проявлял «Базовый Элемент».
Кстати, выступая в марте этого года на совещании по технической политике РАО «ЕЭС», Анатолий Чубайс заявил, что при прочих равных условиях РАО будет оказывать предпочтение российским поставщикам энергооборудования. Я считаю это заявление безусловным примером государственного подхода.
Хочу отметить, что с участием в проекте РАО «ЕЭС» появится возможность долгосрочного планирования производственной программы создаваемой корпорации – как основного поставщика энергооборудования при грядущей модернизации энергетического сектора России.
Богатейший опыт работы на зарубежных рынках компании «Силовые машины» и серьезные требования РАО «ЕЭС России» к характеристикам необходимого оборудования – залог успешного взаимовыгодного сотрудничества.
– Каковы экономические прогнозы развития отрасли в случае создания энергомашиностроительной корпорации?
– По расчетам экспертов, заимствование технологий позволит ей не только сохранить конкурентный уровень с мировыми производителями в сегменте традиционной энергетики, но и совершить прорыв по современным высокотехнологичным продуктам, что создаст предпосылки для формирования точки инновационного роста российской экономики и повышения наукоемкого экспорта.
– В чем, по-вашему, должна состоять роль государства?
– Государство могло бы обеспечить комплексные меры по поддержке экспорта энергомашиностроительной продукции и по адекватной защите внутреннего рынка. Кроме этого, оно должно способствовать развитию научно-технической базы – например путем введения льготного налогообложения инвестиций в НИОКР. В федеральных целевых программах, а также в создаваемом инвестиционном фонде инновационная составляющая – те же НИОКРы, – обеспечивающая в долгосрочной перспективе сохранение ключевой компетенции российских компаний и государства в целом, должна финансироваться в достаточных объемах.