Всю последнюю неделю в среде московского бизнес-сообщества циркулировали слухи о том, что туркменскими властями ведутся закрытые переговоры о разрыве долгосрочного соглашения Туркмении с «Газпромом» о поставках в Россию природного газа. В качестве главной лоббистcкой силы называли украинское руководство, намеренное напрямую закупать туркменский газ с помощью собственного оператора, которым, как считают многие, может стать компания «Итера». Последний визит главы «Газпрома» Алексея Миллера в Ашхабад вроде бы снял проблему – Туркменистан подтвердил свои обязательства перед Россией, в том числе и в ценовом аспекте. Однако вопросы остались.
Косвенным подтверждением, или первой ласточкой, ухудшения отношений между Туркменией и «Газпромом» стало прекращение газовых поставок в Россию с 1 января этого года и требование увеличить цену. Накануне же визита Миллера в Ашхабад стало известно, что Украина намерена заключить с Туркменией соглашение о прямых поставках 50–60 млрд. куб. м голубого топлива уже со следующего года. При этом соглашение с «Газпромом» предполагает, что Россия с 2007 года будет закупать практически весь туркменский экспортный газ за исключением иранского экспортного маршрута.
Таким образом, Ашхабад «продал» России и Украине один и тот же объем газа – обеспечить двух таких потребителей просто невозможно. Это означает, что Туркмении в ближайшее время придется выбирать, перед каким из двух претендентов не выполнять обязательств. Здесь и вступают в силу лоббистские ресурсы, которые, как свидетельствуют СМИ, со стороны Украины представлены российской (!) компанией «Итера». Конечно, Туркмения не станет просто так осложнять отношения с Россией, тут должна быть серьезная мотивация, причем не только экономическая. И, разумеется, сама «Итера», пусть даже и поддерживаемая украинским «оранжевым» руководством, может решиться на открытый конфликт с «Газпромом» только при серьезной поддержке.
Объяснение такой смелости лежит на поверхности, в виде вполне гласных и неоднократно распубликованных фактов. В числе друзей компании давно отмечен американский сенатор Курт Уэлдон. Конгрессмен-республиканец приложил массу усилий для продвижения интересов «Итеры» на американском рынке, а ее руководитель Игорь Макаров, как писали СМИ, даже как-то был приглашен на обед в Конгрессе США.
Необъяснимого здесь ничего нет. Широко известна информация американской Phila-delphia Inquirer о том, что «Итера» заплатила полмиллиона долларов пиар-агентству, владелицей которого является 29-летняя мисс Уэлдон, дочь сенатора. Нелишне также вспомнить, кто являлся главным финансистом «оранжевого» переворота, одобренного Вашингтоном . А руководство «Итеры» давно упоминается в одном контексте с основными лидерами новой украинской политической элиты.
Передел украинского рынка собственности не за горами – вернее сказать, он уже начался. А газовый рынок – один из самых заманчивых, и трудно ожидать, что «Итера», располагая такими лоббистскими возможностями, останется в стороне, не попытавшись отодвинуть в сторону нынешнего оператора – газпромовской «дочки» «РосУкрЭнерго».
Несложно увидеть, что каждый в этой комбинации имеет свое, включая Госдепартамент США, который наряду с Польшей получает еще один пункт контроля за поставками российского сырья в Европу. Туркмения – дополнительные средства. Украинский бизнес, с которым СМИ часто связывают «Итеру» – рычаги влияния на политику, а сама «Итера» – долгожданную трубу. «Газпром» же получит прямые убытки, а Россия, на территории которой официально работает «Итера», – утрату последнего инструмента влияния на украинских политиков.