– Владимир Семенович, у вас есть «оперативная информация» о том, в каких условиях начинается реформа?
– Действительно, наступил важный этап реализации закона. До 1 марта должно было завершиться установление границ муниципальных образований. До 31 марта субъекты РФ должны были определить численность представительных органов вновь созданных муниципальных образований и порядок их формирования, а также дату выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов.
Выяснилось: на 1 января 2005 года в РФ было около 12,5 тысячи муниципальных образований, а сейчас ориентировочно 24,5 тысячи – около 2,5 тысячи городских округов и поселений, почти 20 тысяч сельских поселений и около 2 тысяч муниципальных районов. Эта работа продолжается. Некоторые регионы оказались к ней не готовы и предлагают перенести сроки реализации закона.
– Насколько реально введение подобной отсрочки?
– На мой взгляд, об отсрочке пока рано говорить. С переносом срока связан целый ряд проблем. Во-первых, разграничение полномочий. Если мы переносим выборы, то неизвестно, у кого будут полномочия на муниципальном уровне. Дальше: произошли изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах, с 1 марта вступили в действие Градостроительный и Жилищный кодексы. То есть реализация полномочий по целому ряду законов сразу приостанавливается. Но зато легко сказать: «А мы здесь ни при чем, это такие законы». Нам, как плохим студентам, не хватает одного дня и одной ночи. Хочу напомнить: закон принят в октябре 2003 года! Он тогда обсуждался на Госсовете при президенте и совете законодателей. И почти все участники поддержали этот закон. Сегодня все говорят о том, что готовы его выполнять, но не готово население. Мне кажется, что это органы государственной власти на региональном уровне не готовы.
– Может быть, это саботаж?
– Просто нужно вести более конструктивный диалог и четко говорить, что не успеваем. Мне больше нравится позиция Татарстана, который увидел, что не готов к нарезанию границ, – и вышел с инициативой перенести срок. А когда говорят «перенесем», то непонятно, чего хотят добиться. И кто скажет – когда будем готовы?
– В итоге инициированная Татарстаном и фактически уже принятая Госдумой поправка позволит региональным властям самим определять порядок избрания глав муниципальных образований. Где же тут самоуправление?
– Сегодня многие говорят о том, что мы как бы отступаем от концепции закона, исключаем право населения на прямые выборы. Но, во-первых, мы даем право субъектам определять порядок избрания глав новых муниципальных образований и только в рамках, разрешенных законом № 131. Во-вторых, это право распространяется лишь на первый срок полномочий. Я убежден, что на переходном этапе нельзя органы государственной власти отодвигать от организации и становления местного самоуправления. Надо понимать: речь идет не только о самоуправлении, но и об эффективности власти в целом. Часто приходится слышать, что население не готово к реформе, нет гражданского общества. Но ведь активность появляется там, где мы создаем механизмы ее реализации. А мы всё свернули, даже выборы на региональном уровне.
– Можно сейчас сказать, какой все-таки системе выборов отдается предпочтение – прямым выборам или из числа депутатов представительного органа?
– Нет, сегодня неизвестно, сколько проведено референдумов в муниципальных образованиях, сколько субъектов объявили прямые выборы глав, а сколько будут избирать их из числа депутатов. Такой мониторинг должны вести Минэкономразвития и Министерство регионального развития. Но пока у них такой статистики нет. Думаю, мы ее получим через месяц. Напомню: принятая поправка не затрагивает порядок формирования структуры местного самоуправления уже действующих муниципальных образований, к числу которых относятся практически все областные и региональные центры. Пока там в большинстве случаев главы избираются всенародно.
– Глав областных центров назначать все-таки будут?
– Вопрос о том, как бы подойти к их назначению, постоянно обсуждается. Но сделать это сегодня, не изменяя Конституцию и не нарушая Европейскую хартию о местном самоуправлении, просто невозможно.
– Тем не менее лазейка найдена. Губернатор будет назначать половину конкурсной комиссии, а та – «нанимать» главу администрации.
– По действующему закону региональная власть формирует треть состава комиссии. Но в апреле, скорее всего, будет принята поправка, и соотношение будет 50 на 50. На мой взгляд, у главы региона и сегодня достаточно возможностей повлиять на назначение главы городской администрации.