– Михаил Валентинович, по моим данным, сейчас, после того, как была проведена процедура ограничения прав главного редактора «Эха Москвы», такая же процедура рассматривается и в отношении другого медийного проекта «Газпром-медиа» – издательства «Семи дней».
═
– В отношении так называемого ограничения прав главного редактора «Эха Москвы» уже все было разъяснено общественности. И мне представляется, что сам Алексей Венедиктов с вами в этом вопросе не согласится. Произошла нормальная и цивилизованная процедура приведения учредительных документов в соответствие с законодательством. В отношении же «Семи дней» мы принимаем те же корпоративные решения, которые обусловлены действием как Закона «Об акционерных обществах», так и Закона «О СМИ». Дело в том, что в компании «Семь дней» не был сформирован совет директоров как орган управления. Сейчас он активно формируется с учетом интересов всех акционеров.
═
– То есть для вас первичнее закон об акционерных обществах, нежели закон о СМИ?
═
– И то и другое. Закон об акционерных обществах – это прежде всего решение имущественных вопросов. Закон же о СМИ в большей степени регламентирует вопросы, скажем, этического поведения журналиста, чем какие-то вопросы имущественного плана. И в случае совмещения постов главного редактора и генерального директора происходят определенные нестыковки. Генеральный директор – это орган юридического лица, это лицо, которое должно осуществлять прежде всего имущественную политику организации. А главный редактор, наверное, все-таки должен определять информационную составляющую. Ситуация с «Московскими новостями» как раз и показала, что это разные функции.
═
– Что будет в дальнейшем с «Эхом Москвы» и НТВ, которое постепенно превращается в государственный канал?
═
– В плане корпоративных процедур или в плане информационной политики? Хотя информационная политика не входит в мои обязанности, я бы не сказал, что НТВ превращается в государственный канал. Не помню ни одного случая за весь мой период пребывания здесь, чтобы какой-то вопрос информационной политики обсуждался или чтобы давались какие-то указания. Руководитель компании НТВ сегодня – достаточно самостоятельный человек в определении информационной политики. Что же касается корпоративной работы, то здесь работа будет продолжаться. Дело в том, что с точки зрения финансового состояния и корпоративного устройства холдинг достался нам не в лучшем виде. И тот объем работы, который успели сделать мои коллеги Николай Юрьевич (Сенкевич, генеральный директор «Газпром-медиа». – «НГ») и Антон Александрович (Иванов, предшественник Кротова. – «НГ»), в известной мере приводил к соблюдению требований законодательства, что должно было быть сделано, к слову, изначально. Конечно, это был довольно сложный пласт, который руководству холдинга пришлось поднять, и мне сегодня необходимо продолжать эту линию. В отношении и НТВ, и «Семи дней» есть определенные нюансы, которые нужно завершить, но они лежат в рамках обычных процедур и никаких революционных шагов здесь не предполагается.
═
– О каких нюансах речь?
═
– Я их уже, собственно, назвал. В «Семи днях» просто не был сформирован совет директоров. Это определенные требования процедуры с точки зрения логичности принятия решений, обусловленности действия закона об акционерных обществах и с точки зрения здравого смысла. Не по всем вопросам можно принимать решения, созывая собрания акционеров. Во всех наших компаниях должна соблюдаться единая форма корпоративного управления.
═
– Создание «Газпром-медиа» в свое время было вынужденным шагом для того, чтобы управлять медиаактивами, доставшимися «Газпрому» от «Медиа-Моста». Что такое медийные активы для «Газпром-медиа» сейчас – политический инструмент или средство коммерции?
═
– Я исхожу прежде всего из вопросов права и бизнеса. Во всяком случае, обсуждая наши взаимоотношения со всеми дочерними компаниями, мы прежде всего исходим из общих коммерческих интересов развития холдинга. Здесь нет патерналистского подхода к тому, что какой-то проект будет для дочерней компании обеспечен на льготных условиях. Предоставление финансирования и прочее обсуждается на рыночных условиях. А вот что такое для «Газпрома» этот проект – это надо спрашивать у наших акционеров. Кстати, о том, что медиаактивы для «Газпрома» являются непрофильными, неоднократно заявлял и сам «Газпром». Поэтому здесь нет никакой тайны. Другое дело, что к любым активам необходимо относиться по-хозяйски. Сегодня наш холдинг по стоимости существенно отличается от истории двух-трехлетней давности. К тому же не секрет, что именно наличие сильного акционера позволило вывести основные наши компании на новый экономический уровень.
═
– СМИ – дорогая игрушка.
═
– Да, это достаточно дорогая игрушка. Правда, сегодня холдинг в известной мере выходит на определенные финансовые показатели, которые говорят о том, что со временем он сможет в том числе и ликвидировать свои финансовые задолженности перед главным акционером.
═
– НТВ вышло на самоокупаемость?
═
– Да, уже два года. И бюджет на 2005 год по крайней мере также не отрицательный.
═
– Улажены ли проблемы с Владимиром Гусинским относительно продажи вам всех его акций в некогда подконтрольных ему СМИ, теперь входящих в «Газпром-медиа»?
═
– С нашей стороны этот процесс находится в заключительной фазе. Дело в том, что опять-таки – с учетом масштабов холдинга и финансовых операций – большая часть корпоративных вопросов упирается в необходимость согласования с Федеральной антимонопольной службой и рядом других корпоративных процедур, что требует времени.
═
– При чем здесь Антимонопольный комитет?
═
– Все сделки, связанные с компаниями, активы которых превышают определенный лимит – естественно, что компания «Газпром-медиа» превышает определенный лимит, – подлежат согласованию с Федеральной антимонопольной службой. Поэтому сама по себе процедура предполагает определенные сроки внесения вопроса и получения ответа, и только после этого сделка подлежит утверждению.
═
– Как обстоит дело с созданием совместного холдинга с «Еврофинансом»?
═
– Николай Юрьевич уже отвечал на этот вопрос вашему уважаемому изданию. Не секрет, что создание подобного холдинга не входит в наши первоочередные задачи. Нами была предложена новая схема реструктуризации задолженности перед «Газпромом», которая в целом нашла поддержку у главного акционера. Теперь решение за «Газпромом».
═
– Сколько вы еще должны «Газпрому»?
═
– Порядок задолженности группы компаний «Газпром-медиа» пока остался на уровне трехлетней давности (около 600 млн. долл. – «НГ»).
═
– То есть нельзя сказать, что непрофильные активы приносят «Газпрому» прибыль?
═
– Нет, почему? «Газпром-медиа» приносит доход. Так, по итогам 2004 года консолидированная прибыль наших компаний составит более 100 миллионов долларов. Но, еще раз повторяю, нам досталось тяжелое наследство, с большими долгами. Много финансовых вложений было сделано в неперспективные проекты, которые сегодня выглядят просто как финансовая задолженность, не имеющая возможности покрытия.
═
– Что вы имеете в виду?
═
– Ну, например, пока мы не вышли на полную окупаемость такого проекта, как «НТВ плюс», хотя в этом году компания уже не нуждается во внешнем финансировании.
═
– А как обстоит дело со строительством телецентра в подмосковном Сколкове, куда при Гусинском собирались переводить НТВ?
═
– Вопрос сложный. Пока принимаем решение о строительстве там специального объекта для кино- и телепроизводства.
═
– В какие сроки?
═
– Довольно сложно говорить о сроках. Сейчас разрабатывается технический проект. Мы бы хотели там объединить несколько наших компаний. Полагаем, что строительство начнется уже в этом году.
═
– Михаил Валентинович, ваше назначение состоялось благодаря вашей дружбе с Медведевым, с которым вы учились на юрфаке ЛГУ?
═
– Мы знакомы с Дмитрием Анатольевичем, это было бы глупо отрицать. Работали вместе на одной кафедре. А учился я несколько раньше, на два года. Да, наверное, Дмитрий Анатольевич как председатель совета директоров «Газпрома» курировал этот вопрос. Но предложение для меня озвучивали Николай Юрьевич Сенкевич и Антон Александрович Иванов, и в основном с ними я вел переговоры по этому поводу.
═
– Было ли для вас неожиданностью назначение на этот пост?
═
– Предложение – да, назначение – нет.
═
– С Ивановым вы тоже когда-то работали вместе на юрфаке ЛГУ?
═
– Почему же когда-то? Мы продолжаем вместе работать. Антон Александрович читает лекции на факультете, а я продолжаю руководить дипломниками и аспирантами.
═
– Как же вы успеваете совмещать работу в Москве и Петербурге?
═
– С трудом. Я, к сожалению, сейчас не могу непосредственно читать лекции, как это делал раньше. Это связано с тем, что с моими педагогическими планами несколько другая ситуация, чем у Антона Александровича, который продолжает читать. Я читал на вечернем отделении и читал спецкурсы, которые были мною прочитаны еще в первом семестре, и поэтому этот вопрос уже закрылся. А вот по поводу лекций на вечернем отделении – тут, конечно, пришлось кафедре меня подменять. Что же касается моих дипломников и аспирантов, то мы проводим наши встречи по субботам плюс электронные средства коммуникации.
═
– Поддерживаете отношения с господином Медведевым?
═
– Встречаться – доводилось. Но поддерживать отношения довольно трудно, поскольку объем работы у него достаточно сложный и у него остается очень мало времени на свободное общение. Когда такая возможность возникает, конечно, поддерживаем.
═
– Прислушиваетесь к его советам?
═
– У него не было необходимости да и возможности давать мне подобные советы, потому что последний раз мы с ним общались еще до моего назначения. Теоретически, я думаю, Дмитрий Анатольевич, если сочтет необходимым, может позвонить и какие-то предложения высказать, но я сомневаюсь в том, что он будет это делать.
═
– Вы считаете себя членом питерской команды?
═
– Давайте определимся в понятиях. Я родился в Ленинграде и себя воспринимаю прежде всего как ленинградца. Что касается так называемой питерской команды, то я по крайней мере в СМИ видел вариаций пять того, что под этим термином понимается. Конечно, само по себе происхождение из Петербурга уже накладывает определенную черту. Ленинград был всегда доброжелательнее, там относились к приезжим с большим чувством уважения, чем в Москве. Но я не ощущаю себя человеком какого-то клана. Я полагаю, что здесь есть просто определенные профессиональные взаимоотношения. И когда мы говорим о юристах, то нам, юристам петербургской школы, иногда сложно найти общий язык с московскими коллегами, иногда со свердловскими коллегами. Питерская школа всегда отличалась тем, что мы понимаем, о чем говорим, и понимаем определенные решения, которые мы принимаем именно с правовой точки зрения.
═
– Вот и глава государства – юрист из Питера.
═
– Вообще-то петербургская школа вырастила еще и трех премьер-министров – Бориса Штюрмера, Александра Керенского и Владимира Ульянова-Ленина, который сдавал экзамены экстерном по юридическому факультету Санкт-Петербургского императорского университета.
═
– Михаил Валентинович, что такое, на ваш взгляд, «вопросы корпоративного строительства и права», коими вы занимаетесь в холдинге?
═
– Видите ли, «Газпром-медиа» – такая структура, которая в советское время нам была мало известна. То есть холдинговая компания, которая является держателем акций иных компаний. Отсюда определенные проблемы, связанные с управлением этими компаниями, взаимоотношениями, определением корпоративных процедур, единая финансовая система и так далее. Сегодня «Газпром-медиа» представляет собой достаточно крупный холдинг, объединяющий ряд медиакомпаний, и основная его задача – это выстраивание отношений с предприятиями, решения по которым принимают акционеры, назначения руководителей, утверждение бюджетов и так далее.
═
Из досье «НГ»
Михаил Валентинович Кротов родился 14 марта 1963 г. в Ленинграде. В 1985 г. окончил юридический факультет ЛГУ, а затем аспирантуру на кафедре гражданского права. В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве». С 1993 г. доцент кафедры гражданского права ЛГУ. С 2000 г. – заведующий кафедрой правовой охраны окружающей среды.
Работая в университете, совмещал научную, преподавательскую и практическую деятельность. С 2000 г. – проректор СПбГУ по правовым и экономическим вопросам. Автор более 30 научных работ по гражданскому праву, теории обязательств, морскому праву. Соавтор учебника «Гражданское право», комментариев к Гражданскому кодексу России и к Трудовому кодексу России. Лауреат премии президента России в области образования. Почетный работник высшего профессионального образования. Награжден медалью имени А.Ф. Кони Министерства юстиции России.
Женат, воспитывает двух сыновей.