Председатель правительства Михаил Фрадков выступил против продажи компании «Силовые машины» германскому концерну Siemens, сообщает газета «Ведомости». По мнению премьера, предполагаемая сделка существенным образом затрагивает интересы государства в области национальной обороны, космической деятельности и энергетической безопасности. В свою очередь, германские эксперты признают за российскими властями право защищать стратегические сектора экономики от попыток установить над ними внешний контроль.
Концерн «Силовые машины» объединяет Ленинградский металлический завод, завод «Электросила», Калужский турбинный завод, Завод турбинных лопаток, компанию «Энергомашэкспорт», а также НПО ЦКТИ имени И.Ползунова, контролируя более 60% российского рынка паровых турбин, турбо- и гидрогенераторов, 80% рынка гидротурбин.
Летом 2004 года владелец «Силовых машин» холдинг «Интеррос» и компания Siemens сообщили о договоренности по созданию совместного предприятия, в уставной капитал которого будут внесены около 71% акций «Силовых машин». Заявка Siemens на покупку 71% акций концерна «Силовые машины» в настоящее время рассматривается в Федеральной антимонопольной службе, передало РИА «Новости». Как сообщает агентство, глава ФАС Игорь Артемьев ранее не исключал, что его ведомство примет отрицательное решение по сделке.
«Силовые машины» – основной отечественный производитель энергетического оборудования, используемого в строительстве и эксплуатации гидравлических, тепловых и атомных электростанций. «Силовыми машинами» изготавливается электротехническое оборудование для надводных кораблей, атомных и дизельных подводных лодок, специальных глубоководных средств ВМФ России, а также наземное оборудование стартовых комплексов ракет-носителей «Союз» и «Протон». Компания участвует в обеспечении сервисного обслуживания и поддержания боеготовности морских стратегических ядерных сил и имеет значительные мобилизационные задания.
В связи с этим, считает Михаил Фрадков, передача иностранному собственнику входящих в ОАО «Силовые машины» предприятий вступает в противоречие с законодательством о защите государственной тайны и может привести к утрате контроля со стороны Минобороны России и «Роскосмоса» за выполнением государственных контрактов.
По оценке главы правительства, выделение оборонного производства на ОАО «Силовые машины» в самостоятельное предприятие технологически невозможно, а создание новых аналогичных мощностей потребует вложения значительных средств и приведет к приостановке работ по изготовлению оборонной продукции, обслуживанию военной и космической техники.
С учетом обострения конкуренции между ОАО «Силовые машины» и крупнейшими зарубежными компаниями сделка с германским концерном может привести к усилению доминирующего положения Siemens на российском рынке энергетического оборудования, рынках Восточной Азии, Ближнего Востока, стран СНГ и ближнего зарубежья, отмечает премьер-министр.
По его мнению, возникает угроза и энергетической безопасности страны, поскольку российские компании топливно-энергетического комплекса попадают в зависимость от Siemens через поставки и обслуживание оборудования. Кроме того, концерном Siemens может быть изменена существующая в ОАО «Силовые машины» структура бизнеса с перераспределением высокотехнологичных и наукоемких сегментов в свою пользу, что повлечет снижение общего уровня отечественного научно-технического потенциала, считает глава правительства РФ.
Таким образом, предлагаемая концерном Siemens сделка существенным образом затрагивает интересы государства в области национальной обороны, космической деятельности и энергетической безопасности, резюмирует Михаил Фрадков. По его мнению, принять решение по сделке с Siemens целесообразно после завершения подготовки комплекса мер по обеспечению защиты интересов Российской Федерации, включающих при необходимости издание актов нормативного правового характера.
Тем не менее Siemens по-прежнему надеется на положительный вердикт чиновников, сообщил «Ведомостям» директор по корпоративным коммуникациям Siemens в России Алексей Григорьев. Отсутствие реакции ФАС, по словам Григорьева, не тревожит концерн: «Мы понимаем, что сделка носит прецедентный характер».
Германские эксперты тем временем готовы признать аргументы российской власти, выступающей против продажи «Силовых машин» концерну Siemens. Речь идет не только о технических и организационных сложностях, связанных с разделением гражданского и военного производства «Силовых машин», но и о вероятной принципиальной неразрешимости институциональных разногласий между интересами России и НАТО.
«В принципе нужно помнить о том, что защита стратегически важной оборонной промышленности входит в задачи любого государства, – говорит эксперт по вопросам экономики и безопасности Гамбургского института политических и экономических исследований Haus Rissen Рикарда Штайнбах, комментируя ситуацию вокруг «Силовых машин». – Открывая доступ иностранному партнеру в оборонную индустрию страны, государство утрачивает часть своего суверенитета, поскольку вовлеченными в эту схему оказываются и предприятия-субподрядчики. Одновременно контрольный пакет акций предприятия дает его обладателю возможность задавать стратегический курс развития компании. Германия несет обязательства перед Североатлантическим альянсом, членом которого она является, поэтому пока сложно представить, что Германия сможет сотрудничать и с НАТО, и с Россией на равных условиях в области оборонной промышленности. Концерн Siemens подчеркивает, что его интересуют лишь гражданские мощности энергетического машиностроения. Но разграничение это вряд ли можно соблюсти ввиду внутренней структуры «Силовых машин».
По оценке Рикарды Штайнбах, это не единственная проблема, которая мешает сделке. «Другой комплекс проблем связан с нерешительностью руководства российского концерна, – отмечает эксперт. – Речь идет об акциях и капиталах. Не до конца ясны интересы немецкого концерна Siemens. Стремление Путина сконцентрировать стратегические отрасли промышленности, в частности энергетику и оборону, для усиления позиций российской промышленности понятно».