По оценкам специалистов, производство технического этилового спирта превышает потребности отечественной промышленности в четыре раза. Это означает, что излишки мы вливаем в себя.
Рынок черного алкоголя в России растет как на дрожжах, поскольку основу его сырьевой подпитки составляет технический спирт, вещество, востребованное во всех областях народного хозяйства. Глава Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин написал «тревожное» письмо на имя министра финансов Алексея Кудрина. «┘Практически весь выработанный гидролизный и синтетический этиловый спирт, включая спиртосодержащие растворы, используется в дальнейшем или на производство нелегальной алкогольной продукции, или как ее замена. Выработанная заводами спиртосодержащая продукция закупается организациями, не имеющими ни лицензий на дальнейшую ее переработку, ни квот на закупку этилового спирта», – утверждает Шапкин. По его мнению, ежегодно на теневой рынок вливается более 25 млн. декалитров безакцизного технического спирта или так называемой спиртосодержащей продукции «двойного назначения» (бытовая химия, дешевый парфюм).
Понятно, что при употреблении внутрь эта продукция в итоге и является причиной массовой смертности среди населения. Господин Шапкин абсолютно прав – картина складывается страшная. Собственно, письмо руководителя НАА, основанное на обеспокоенности отечественного производителя расширением теневого алкогольного рынка, содержит конкретное предложение правительству страны. Метод Шапкина таков – излишки технического спирта использовать в качестве добавок к моторному топливу.
Действительно, спирт для улучшения качества и увеличения октанового числа добавляют в бензин в европейских странах и в США. Господин Шапкин приводит много доводов в пользу этой технической идеи (среди них экономия топлива и его повышенная экологичность), но главное – «при промышленном освоении производства спиртосодержащих моторных топлив появляется возможность полностью использовать все резервы по производству этилового спирта и, по существу, лишить сырьевой базы производителей нелегального алкоголя». Автор предлагает снизить себестоимость технического этилового спирта и уменьшить акцизную ставку на бензин со спиртовой добавкой. Получается, по мнению г-на Шапкина, что предлагаемых мер без наведения порядка хотя бы в российском налоговом законодательстве будет достаточно, чтобы решить проблему теневого рынка алкоголя, оздоровить население и помочь автомобилистам с качественным бензином.
Казалось бы, идея благородная, но разберемся, к каким последствиям нас подвигают. Во-первых, такие гигантские объемы невостребованного спирта не удастся реализовать в топливной отрасли даже в ближайшие несколько лет, в течение которых надо будет по меньшей мере внедрить принципиально новое производство спиртосодержащих топлив (а это, понятно, невозможно без перехода на новые технологии и т.д. и т.п.). Во-вторых, осуществление «революционной» идеи в ее нынешнем виде приведет к переключению черных схем оборота спирта в «серые», контролировать которые будет невероятно сложно. Теневики в этом случае получают практически неограниченные возможности как угодно использовать все эти непомерные излишки спирта, которые надежно защищены от контроля правоохранительных органов официальными документами, печатями об уплате акцизов как продукция, подпадающая под льготное налогообложение.
В письме главы НАА нет ни одного предложения, например, по определению конкретных предприятий, которые будут выпускать льготный «бензиновый» спирт без права производства спирта пищевого. Не предлагает г-н Шапкин и каких-либо мер строгого контроля за следованием цистерны с моторным спиртом от спиртзавода до бензинового завода. Автор не рассмотрел вопроса о возможном денатурировании моторного спирта (лишении его «природного» запаха, цвета и вкуса) тем же бензином в процессе производства, что гарантировало бы этот яд от использования не по назначению.
«Просим Вас при подготовке изменений в главу 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ ввести средневзвешенную ставку акциза (3129 руб. за тонну) на бензин с объемным содержанием этилового спирта 5%». Это финал письма, и он оставляет повод для размышлений. Подчеркивая принципиальную необходимость снижения максимальной ставки акциза на «спиртовой» бензин, «снятие давления на алкогольный рынок» и использование подакцизного спирта для производства алкоголя, г-н Шапкин утверждает, что по предложенной схеме черный рынок задохнется от нехватки сырья, а госбюджет с каждой тонны бензина с 5-процентным содержанием этилового спирта получит экономический эффект в 6800 руб. Любой экономист, вскользь ознакомившись с этими подсчетами, признает в них ловкое жонглирование цифрами. В реальности внедрение ноу-хау лишь увеличит теневой алкогольный «пирог» еще на один сегмент, равный по массе сумме сбыта моторного спирта.
Так что же кроется в данном документе – недальновидность авторов или тонкий расчет тех, кто стоит за выходом этого письма? Можно также предположить, что в некой точке сошлись взаимные интересы алкогольного и бензинового бизнеса, и данное послание – лишь видимая часть некоего грандиозного замысла┘
Древние римляне говорили, что деньги не пахнут. Однако можем ли мы при существующей смертности в стране позволить себе подобное отсутствие нюха? Ни в коем случае. Общество кровно заинтересовано в противодействии водочным лоббистам, наживающимся на «паленой» водке и в конечном счете на смерти своих сограждан.