В Национальном институте корпоративной реформы (НИКР) при поддержке агрохимической компании «Акрон» прошел семинар, в ходе которого представители государственных органов, предприниматели и сотрудники ведущих научных институтов страны обсуждали проблемы корпоративной социальной ответственности и конкурентоспособности. О том, что сегодня эти темы более чем актуальны, отметил в своем выступлении первый заместитель директора Института мировой экономики и международных отношения РАН Александр Дынкин, подчеркнувший, что не случайно Европейский союз объявил 2005 год «Годом корпоративной социальной ответственности и конкурентоспособности».
В конце концов, корпоративная социальная ответственность – это нематериальные активы предприятия. Это такой же инструмент конкурентной борьбы, как положительный имидж, популярный брэнд предприятия. Это позволяет структурировать среду, в которой действует та или иная фирма, наладить отношения с административными органами и ввести эти самые отношения в нормальную систему «бизнес–власть». Не случайно многие компании активно информируют население через СМИ о своей социальной политике. Но, к сожалению, в России еще слишком мало компаний, которые в этом плане соответствуют международным стандартам. В стране проходят масштабные социальные реформы, и бизнес должен решить, что означает для него такой термин, как «социальная ответственность», – дополнительный оброк в пользу государства или же это еще один кирпичик, на котором держится махина бизнеса. И каким, в конце концов, должно быть «социальное лицо» отечественного бизнеса.
Проблема России в том, подчеркивалось на семинаре, что существует ярко выраженный дисбаланс – бизнес богатеет интенсивнее, чем общество. В результате у населения возникает негативное отношение как к бизнесу вообще, так и к его представителям. Тем более что бизнес в России всегда был и остается персонифицированным. Именно поэтому, отмечали выступавшие, бизнес должен показывать свою корпоративную социальную ответственность, вырабатывать новые правила поведения, нормы деловой этики. И, конечно же, снивелировать бытующее в обществе мнение о том, что общественные блага распределяются несправедливо.
Социальная ответственность бизнеса – это когда он идет на такие меры, которые позволяют не нарушить баланса между эффективностью и справедливостью. Кстати, НИКР и был создан для решения проблем корпоративной реформы в России. На заседании был презентован очередной сборник научных работ, посвященный этим проблемам.
На семинаре один из его авторов (кстати, один из создателей российского Кодекса корпоративного управления), директор Российского института директоров Игорь Беликов, выступил с докладом «Корпоративное управление в контексте мировой финансовой системы». По мнению докладчика, в настоящее время корпоративное управление является очень динамичной сферой. И у российского бизнеса есть и очень значительный потенциал улучшения своего корпоративного управления, и объективная потребность в этом.
Без корпоративной реформы невозможно добиться роста инвестиционной привлекательности отечественных компаний. Потому что рост капитализации российских компаний может быть связан прежде всего с повышением оценки нематериальных компонентов, частью которых является состояние корпоративного управления. Кто первым осознает это – получит конкурентное преимущество.