В настоящий момент основные месторождения нефти и газа, дающие большую часть российских объемов добычи углеводородного сырья, расположены преимущественно в Западной Сибири. Восточная Сибирь, будучи регионом, сосредоточившим огромные запасы сырья, все еще ждет своих недропользователей. Сейчас месторождения нефти и газа на востоке нашего государства не разрабатываются. Чтобы их использование стало государственной задачей, нужно принятие комплекса очень сильных и взаимоувязанных решений. Мы ничего не добьемся, разрешая какие-то локальные проблемы, разрабатывая отдельные месторождения. Положение дел требует комплексных подходов и решений.
К настоящему моменту президентом и правительством Российской Федерации принят ряд решений, которые при реализации их с запланированным качеством и в назначенные сроки должны были бы довольно существенно продвинуть разрешение этой проблемы. Я говорю и о федеральной энергетической программе, и о стратегии экономического развития Восточной Сибири.
Наиболее крупными по запасам нефти, по сегодняшним данным, являются Юрубчено-Тахомское месторождение, Куюмбинское месторождение, Верхнечонское, Талаканское месторождения. По запасам газа – Ковыктинское и Чаяндинское месторождения. Уровень геологической изученности Восточной Сибири позволяет обоснованно надеяться на успешное решение геологоразведочных задач и по нефти, и по газу.
Хочу заметить, что освоение Восточной Сибири – это не просто совершенно необходимый, но и неизбежный процесс для нашей страны, с естественной сменой истощенных нефтедобывающих провинций вновь открытыми и подготовленными регионами.
Для выполнения этого решения при Министерстве промышленности и энергетики в прошлом году была создана межведомственная рабочая группа с участием представителей Минэкономразвития, Министерства природных ресурсов, Министерства иностранных дел, Министерства регионального развития, «Газпрома» и его научно-исследовательских организаций, большого количества институтов Российской академии наук, представителей других заинтересованных компаний и организаций, в том числе «ТНК-ВР», «РУСИА-Петролеум», Союза независимых производителей газа, «Российских железных дорог»┘
О необходимости ускоренного формирования в Восточной Сибири и Якутии новых центров добычи нефти и газа и об их высокой в перспективе народнохозяйственной эффективности Российская академия наук говорит уже более 20 лет. К сожалению, сегодня об этом важнейшем для современной России энергетическом проекте можно говорить только в сослагательном наклонении.
Что мешает освоению нефтяных и газовых богатств Восточной Сибири и Якутии? В чем нужна помощь? Прежде всего необходимо определить стратегию государства при формировании восточносибирского нефтегазового комплекса. Приоритетом здесь является обеспечение внутренних потребностей в нефти и газе Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также экспортные поставки нефти и газа в страны АТР.
Выбор стратегии позволит провести анализ рынков и определить вероятные уровни добычи нефти и газа с дифференциацией во времени. Этот выбор – реальное размещение базы для формирования добычи нефти и газа месторождений, оценка возможных уровней добычи с дифференциацией во времени, учет экономической, социальной, горно-геологической, сейсмо-геологической и природно-климатической обстановки – позволит, в свою очередь, более уверенно выбирать трассы будущих нефте- и газопроводов.
Находятся теоретики, которые доказывают, что Китай не будет покупать российский газ, и по этой причине всячески затягивают проектирование и строительство восточных газопроводов. А между тем Китай, испытывая огромный дефицит в энергоносителях, уже строит терминалы для закупки и поставки сжиженного природного газа с Ближнего Востока. Когда газ Катара и Ирана придет в Китай, интерес к восточносибирскому газу, естественно, снизится, если не пропадет вовсе. Я думаю, не нужно объяснять, кто от этого пострадает.
Интегрированная стратегия обеспечит экономический рост в регионе и развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. Например, полномасштабная реализация одного лишь Ковыктинского проекта с поставкой газа на региональный рынок, а также в Китай и Корею ускорит рост регионального валового продукта. Три четверти предполагаемого объема инвестиций в проект, а это составляет 15 млрд. долл., предполагается потратить на развитие регионального проекта в Иркутской области, что включает проект газификации области. Благодаря этому к 2020 году ВП Иркутской области вырастет в 2,7 раза в натуральном выражении, а Восточной Сибири – в 2 раза. С точки зрения среднегодового роста суммарного объема инвестиций в экономику России до 2030 года на проект создания экспортного коридора для продукции с Ковыктинского месторождения будет приходиться 6,8% в год и свыше 14% на начальном этапе реализации проекта (2005–2010 гг.). По расчетам экономистов, планируемые ежегодные налоговые выплаты к 2010 году от реализации данного проекта могут составить около 1,6 млрд. руб. При этом предполагается, что налоговые отчисления в местные бюджеты Иркутской области (Жигаловский район, г. Саянск, г. Ангарск, г. Усть-Кут, Казачинско-Ленский район и районы пролегания газопровода) составят 204,5 млн. руб., в региональный бюджет – 322,5 млн. руб., в федеральный бюджет – 1064,3 млн. руб.
Наши предварительные расчеты показывают рентабельность и, следовательно, инвестиционную привлекательность восточносибирских проектов. Совокупный объем суммарных капитальных вложений недропользователей, включая геологоразведку, инвестиции в добычу и промысловую инфраструктуру, оценивается нами в объеме 90–100 млрд. долл., а чистый дисконтированный доход – 10–12 млрд. долл. При этом чисто дисконтированный доход федерального бюджета может составить не менее 40 млрд. долл.
Российский газ всегда был краеугольным камнем на европейском газовом рынке. Но сейчас этот рынок достаточно зрелый и стабильный с точки зрения дальнейшего развития. Сейчас у России появляется уникальный шанс повторить этот успех и создать новый бизнес того же масштаба в странах Тихоокеанского региона на ближайшие 20 лет, что принесет те же выгоды для России, что и европейский бизнес. Но для того, чтобы реализовать эти планы, обозначенные в российской энергетической стратегии, стране необходимо завоевать позиции на этом рынке уже в ближайшее время, поставляя большие объемы газа.