Светлана Орлова призывает смотреть в завтрашний день и думать о приоритетах экономического развития.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
- Руководство бюджетным планированием взял на себя председатель правительства. Оправданно ли это?
═
– Решение, принятое Михаилом Фрадковым, выглядит вполне логичным. У Минфина интерес к бюджету в большей степени ведомственный, а премьер-министр поворачивает главный финансовый документ к реальному сектору экономики. И это правильно. За последние годы, будем откровенны, мы больших успехов в экономическом развитии не достигли.
═
– Чем, на ваш взгляд, будет отличаться бюджет-2006?
═
– Сначала о том, чем он не будет отличаться от бюджетов последних лет. Он с большой долей вероятности опять будет профицитный. Но мне кажется, что этот бюджет вдвойне важен, потому что он знаменует переход к разграничению полномочий между федеральным Центром и регионами. И здесь необходимо раз и навсегда поставить все точки над «i» – если Центр принимает решение предоставить какие-то льготы, то пусть он будет любезен их обеспечить, не залезая в налоговую политику регионов. Это – принципиальная позиция и моя, и моих коллег-сенаторов. Но не надо забывать вот о чем. Да, мы разграничили полномочия, но насколько готовы к этому? Отныне формированием бюджетов на всех четырех уровнях управления – от правительства до поселкового совета – будут заниматься 35 тысяч человек. Значит, надо предусмотреть в бюджете средства на обучение этих людей, большинство из которых опыта бюджетного планирования не имеют.
═
– Не обделит ли Центр в очередной раз регионы?
═
– Мы будем настаивать, чтобы доходы консолидированного бюджета были поделены поровну.
═
– Известно, что бюджет будет верстаться сразу на три года. Выполнимая ли это задача, учитывая, что сделать точный прогноз даже на один год вперед не получается?
═
– Спрогнозировать можно. И, думаю, у нас многие вещи получатся даже качественнее. Хотя, не скрою, определенные сомнения есть. Все-таки никогда этого не делали, первый опыт. Однако не будем забывать, что план социально-экономического развития тоже на три года принимается. Вспомним, что транспортная стратегия рассчитана до 2010 года, а энергетическая – до 2020 года. Словом, верстая проект бюджета, все надо рассматривать в комплексе, и бюджет 2006 года должен стать базовым, ориентированным на реализацию среднесрочных задач.
═
– Какие, на ваш взгляд, есть проблемы, без решения которых главный финансовый документ не состоится?
═
– Действительно, есть несколько вопросов, над которыми мы серьезно работаем. Скажем, нас не устраивает сложившееся сегодня налоговое администрирование ряда источников формирования региональных бюджетов. Речь, например, идет об администрировании транспортного налога, собираемость его невысока. Много нареканий вызывает сбор акцизов на дизтопливо и масла, на табак, а это все то, из чего складываются доходы территорий. Сегодня мы убеждаемся, что бюджет по той системе, которая принята, теряет очень и очень много.
Следующее: у нас 27 высокодотационных регионов. Значит, что-то происходит не так. Почему не увеличивается количество регионов-доноров, зато растет число регионов-реципиентов? Прежде чем верстать бюджет на будущий год, крайне желательно разобраться в этой ситуации. Без сомнения, свою оценку даст рабочая группа Совета Федерации, которая готовит постановление верхней палаты по концепции бюджета 2006 года.
═
– Какие задачи будут поставлены перед экономикой?
═
– Очевидно, что нужны стабильные точки роста экономики помимо нефти и газа. Дайте проекты, которые сыграют роль маховика, способного ускорить развитие целых отраслей экономики. Стабилизационный фонд есть, но мы же не можем делать из него священную корову. Эти деньги рано или поздно должны пойти на инфраструктурные проекты, которых сейчас, впрочем, нет. И даже если дадут деньги из Стабилизационного фонда, то давать-то их не подо что. Среди приоритетов я бы выделила программы энергосбережения, строительства жилья и дорог, развитие IT-технологий, разведку недр, инновационные разработки, защиту отечественного товаропроизводителя.
Но прежде надо обязательно устранить административные барьеры, мешающие бизнесу. Мы ставили целью осуществить демонополизацию, а на выходе получили тотальную бюрократизацию во всех сферах. Малый и средний бизнес жалуется на камеральные проверки, проводимые по 15–20 раз за год. Документы машинами вывозят. Для того, что ли, принимали Налоговый кодекс, чтобы вот так обращались с бизнесом? Почему новый Таможенный кодекс забюрократизировал работу таможни? Мы ожидали прямо противоположного эффекта, что бизнес получит большую свободу действий, а на поверку все получилось иначе. И, судя по всему, по итогам первого квартала с большой долей вероятности будет недобор таможенных платежей.
═
– При планировании бюджета будущего года придется закладывать немалые затраты на проведение очередных реформ – ЖКХ, здравоохранения и образования. Между тем негативные моменты социальной реформы не преодолены.
═
– А кто сказал, что надо спешить с началом новых реформ? Совет Федерации осуществляет постоянный мониторинг реализации федерального закона о монетизации льгот. Ошибки социальной реформы постепенно исправляем. На очереди – ЖКХ. Очень важно обеспечить, чтобы в эту сферу пришел частный капитал, но чтобы он не взвинтил цены. На днях рабочая группа Совета Федерации анализировала ситуацию в отрасли. Положение во многих регионах напряженное. Смотрите, даже небедная Пермская область при объединении с Коми-Пермяцким автономным округом получает 1 млрд. руб. выпадающих доходов.
Мы считаем, что надо разобраться, что происходит с тарифами на услуги ЖКХ. Из чего и каким образом они складываются? Ясности на этот счет вообще никакой нет. Минимального стандарта как такового тоже не существует ни на потребление воды, ни на потребление тепла и электроэнергии. В квитанцию за квартплату вписывают что ни попадя. Если не разложить все эти моменты по полочкам, то невозможно подготовить сбалансированный бюджет. Наглядный пример – Архангельская область, где тарифы растут в космических размерах. Поэтому я считаю первоочередной задачей принятие минимальных стандартов услуг ЖКХ.
═
– Вы уже называли среди приоритетов строительство дорог. Однако дорожная отрасль сидит на голодном пайке. Где уж тут строить новые дороги, когда денег даже на ремонт старых катастрофически не хватает.
═
– Сенаторы приняли постановление Совета Федерации, касающееся дорожного хозяйства. Да, согласна с вами, надо обязательно вернуть деньги Дорожному фонду. Но этого мало для того, чтобы в России на одну из национальных бед – плохие дороги – стало меньше. Необходимо позаботиться о том, чтобы эта сфера стала рыночной, чтобы кроме бюджетных средств туда пришел частный инвестор.
═
– Верстая проект бюджета, вам придется соизмерять его с поставленной президентом задачей удвоения ВВП. На чем, с вашей точки зрения, следует сделать упор?
═
– Рост ВВП должен достигаться за счет строительства доступного жилья, развития системы ипотечного кредитования, за счет отраслей, которые и сегодня занимают ведущие позиции, – нефтегазовой, металлургической, угольной и других. Да, это отрасли, которые сохраняют высокую конкурентоспособность. Другое дело, как долго это продлится. Мир переходит на другие виды топлива и энергии. И нам надо смотреть в завтрашний день, думая о приоритетах экономического развития. Почему, к примеру, не помочь IT-компаниям? В России отличные программисты, надо только предоставить им возможность развернуться, чтобы они вышли на мировой рынок, который оценивается порядка 600 миллиардами долларов. Или вот пресная вода. У нас пятая часть ее мировых запасов. Разве это не меньшее национальное достояние, чем нефть? В мире 11 миллиардов долларов тратится на оружие, 6 миллиардов – на еду для кошек и собак, и┘ 5 миллиардов долларов на воду. Так что лет эдак через пять вода, возможно, будет стоить дороже нефти и газа.