– Андрей Владимирович, ведущие мировые экономики стремятся к ослаблению национальных валют, в то время как в России допускается существенное укрепление рубля. С чем это связано? Действительно ли сильный рубль хорош для экономики?
– Давайте начнем с определений. Такие слова, как «сильный», «слабый», «укрепление» или «ослабление», в принципе не подходят для определения курсовой динамики рубля. Мы же говорим о цене конкретной валюты как некоего актива, а цена не может укрепляться или ослабляться. Может быть рост или снижение, и если мы будем применять эти термины для описания динамики рубля, то у нас не будет никакого психологического наслоения.
В реальности снижение курса национальной валюты по отношению к другим валютам – это позитивный фактор развития нашей экономики. Дело в том, что в противном случае, когда российский рубль увеличивает свою стоимость к тому же доллару США, а доллар соответственно дешевеет, на рынке становится значительно более дешевым импорт. В свою очередь, это приводит к тому, что импортные товары заполняют прилавки российских магазинов, вытесняя национального товаропроизводителя и соответственно серьезно ударяя по российской экономике.
– Каковы последствия роста рубля для инвестиций в Россию?
– Я бы поделил рынок инвестиций на две составные части. Начнем с финансового рынка, со спекулятивных, или непрямых, инвестиций. Для игроков этого рынка повышение курса рубля и понижение курса иностранной валюты, безусловно, выгодно. Можно, скажем, в начале года прийти сюда с долларами, конвертировать их в рубли, потом разместить эти рубли в инструменты, которые усиленно предлагают Министерство финансов и ЦБ. Это приносит порядка 8–9% годовых. В конце года, когда курс валюты упадет, эти операции совершаются в обратном порядке: бумаги продаются, а на полученные рубли покупаются доллары. В результате получается существенная прибыль. Вот почему представители тех банков, агентств и инвестиционных фондов, которые специализируются на иностранных инвестициях, постоянно подталкивают Центральный банк к снижению курса иностранной валюты. Якобы для сдерживания инфляции. В действительности это крайне выгодно только их клиентам – международным финансовым спекулянтам – и им самим.
Теперь – о стратегических, или прямых, инвестициях в экономику. Можно войти в нашу страну с инвестициями, построить завод и подождать десяток лет, пока проект созреет для продажи. Если в этот момент курс рубля повышается, а иностранной валюты – падает, инвестору это выгодно. Но все предыдущее десятилетие, до тех пор пока проект находится в развитии, выгоден прямо противоположный процесс: чтобы курс рубля снижался, а доллара – рос. Потому что тогда ценовая конкуренция с импортной продукцией будет значительно менее жесткой, а инвестиции – эффективнее.
Так что в целом иностранному инвестору выгодно, чтобы курс иностранной валюты все-таки рос, потому что это делает его операции более рациональными.
Это касается производств, ориентированных на внутренний спрос. Для экспорта, конечно, тоже выгоден рост курса доллара, потому что мы свое сырье и готовую продукцию в таком случае продаем по более высоким ценам. Соответственно бюджет тогда может с экспортеров получать в свою пользу больше средств. В этом случае истощение российских недр будет в куда большей мере скомпенсировано увеличением финансовых возможностей российского бюджета.
Часто многие видные экономисты уверяют общество в том, что снижение курса иностранной валюты выгодно для обновления производственных фондов. То есть закупок импортного оборудования. Это, конечно, так. Но такая выгода – тактическая. Она дает положительный эффект лишь в краткосрочном плане. Однако затем на новом импортном станке будет выпускаться продукция, которая не выдержит ценовой конкуренции со своими импортными аналогами. Хороша перспектива? На самом деле для тех предприятий, которые хотят быть рентабельными, стратегический интерес – в растущем, а не падающем курсе иностранной валюты.
А смотрите, что происходит у нас: на 2005 год Банк России запланировал 8-процентное увеличение реального курса рубля. Это значит, что на 8% конкурентные преимущества российского производителя искусственно будут снижены. Причем сами производители в этом не виноваты. Они честно борются за свое место на рынке, но по вине Банка России их забивают иностранные конкуренты. Те преимущества, которые отечественные производители получили в результате девальвации 1998 года, на сегодняшний день из-за безответственных действий Банка России и Министерства финансов иссякли. И если, не дай бог, упадут цены на нефть, как это было накануне кризиса, мы быстро столкнемся точно с теми же самыми проблемами, которые были в то время из-за стагнирующей экономики и спекулятивного перекоса интересов инвесторов.
– Существует ли угроза самоподдерживающегося, неконтролируемого роста рубля? До какого уровня может повышаться рубль?
– Если ЦБ сегодня уйдет с рынка, заявив, как он это любит делать, что предоставляет курсу двигаться в соответствии с экономическими реалиями, я полагаю, что доллар упадет как минимум рублей на десять. Сколько он будет падать дальше – это вопрос скорости адаптации экономических субъектов к новым условиям. Падение остановится только тогда, когда станет невыгодным и в конце концов прекратится экспорт, прилавки заполнит исключительно импортный товар, наша экономика встанет.
– Банк России и Минфин заявляют своей целью снижение инфляции, однако целевые ориентиры не достигаются. Действительно ли монетарные власти делают все возможное для контроля над инфляцией и насколько эффективны применяемые ими инструменты?
– В последнее время часто в качестве аргумента в пользу повышения курса рубля говорится, что в противном случае будет расти инфляция. На самом деле это глупость, или, мягче говоря, – официально произносимая неправда. Дело в том, что снижение курса российского рубля совершенно не обязательно ведет к повышению инфляции. По моим убеждениям – скорее наоборот. Готов согласиться с тем, что лишь в сверхкраткосрочном периоде может происходить небольшой рост цены товаров, но в последующем из-за роста эффективности национальной экономики увеличивается обслуживаемая рублем товарная масса в стране и соответственно естественным образом инфляция снижается. С другой стороны, ЦБ последние несколько лет медленно, но верно роняет номинальный курс иностранной валюты. Кто-нибудь когда-нибудь видел, чтобы при этом снижались цены на товары? Рост цен из-за динамики курса возможен, но снижение – никогда. Так что разговоры об антиинфляционном факторе – просто обман.
Смотрите, что ЦБ периодически делает. Сначала он роняет курс иностранной валюты, но это никак не сказывается на темпе инфляции. Потом, когда доллар на внешнем рынке начинает расти, он повышает курс валюты – возвращает его к прежнему уровню, по пути провоцируя краткосрочный скачок цен. В итоге мы возвращаемся к прежнему валютному соотношению, но при более высоких ценах на товары. Не правильнее ли тогда было бы твердо стоять на прежнем курсе, несмотря ни на что? А лучше всего – двигать номинальный курс иностранной валюты на внутреннем рынке вровень с инфляцией. Тогда курсовая политика будет нейтральной по отношению к ценам потребительского рынка, а не подавляющей, как ныне, российскую экономику. Тогда и предложение иностранной валюты на рынке сократится, ведь ЦБ прекратит провоцировать ее сброс, который сегодня сопровождается бессмысленной эмиссионной активностью.
– А кто выигрывает от таких манипуляций с курсом?
– Во-первых, получают прямую выгоду финансовые спекулянты, о которых мы уже говорили. И, конечно, от таких колебаний курса получают выгоду инсайдеры. В частности, заинтересованные лица могут быть и в Банке России.
– Насколько текущая денежно-кредитная политика Банка России и Минфина обеспечивает достижение цели роста благосостояния населения?
– Из-за того, что политика роста рубля очень выгодна для иностранных спекулянтов, они в нашу страну активно переводят валюту и скупают ценные бумаги правительства и ЦБ. А лимиты операций на каждую страну у банков и финансовых компаний небезграничны. Соответственно на прямые инвестиции денег остается гораздо меньше. А вот если сделать так, чтобы финансовые инвестиции стали невыгодными, освободившиеся из них средства, вполне возможно, пойдут в реальное производство.
Но сегодня экономика в результате неграмотной денежно-кредитной политики не развивается так, как могла бы развиваться. Что, в свою очередь, приводит к тому, что и зарплаты у людей ниже, чем могли бы быть.
Вдобавок к этому в тот период, когда курс иностранной валюты последовательно и неуклонно снижается, граждане, которые привыкли хранить свои сбережения в долларах (и винить их в том нельзя), эту валюту продают. Что происходит дальше? У людей на руках появляются рубли, которые они пока не очень охотно несут в банки. Во-первых, потому, что не слишком доверяют банковскому сообществу, а во-вторых – ставка там настолько низка, что зачастую не обеспечивает защиту от инфляции. И гражданам остается только одно: с этой рублевой выручкой идти на рынок и покупать товар. К чему это ведет? К росту цены на товар, то есть к повышению инфляции. Вот если бы такой спрос был постоянным, это привело бы к увеличению производства. Но поскольку данный эффект является краткосрочным, ничего, кроме роста цен на товары, не происходит. Такая курсовая политика сказывается отрицательно на интересах российских граждан.