Одним из важных событий духовной жизни страны в 2004 году называют первый официальный визит в Россию Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Лавра. После этого визита процесс воссоединения Русской Православной Церкви с РПЦЗ стали называть необратимым. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что участие представителей Зарубежной Церкви в Патриарших богослужениях в мае минувшего года положило начало подлинному восстановлению отношений между двумя, как в свое время казалось, непримиримыми ветвями русского православия.
Сегодня от обеих сторон исходит стремление продолжать уже начавшийся процесс преодоления раскола, происшедшего, когда компромисс между Церковью и советской властью не был поддержан иерархами, оказавшимися в эмиграции и образовавшими Русскую Православную Церковь За рубежом. Одним из первых совместных действий Московского Патриархата и РПЦЗ по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и Митрополита Лавра стало пребывание в России мощей преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары в начале февраля этого года.
А еще в январе Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о проведении IV Всезарубежного Собора, на котором будет рассмотрен вопрос о воссоединении с Московским Патриархатом. Предположительно, Собор с участием духовенства и мирян пройдет в первой половине 2006 года в Сан-Франциско, в кафедральном Скорбященском соборе РПЦЗ. Именно там служил архиепископ Иоанн Максимович, выступавший за объединение двух частей Русской Церкви, как только сменится богоборческая власть в России.
Лучше всего свидетельствует о необратимости процесса воссоединения Русской Церкви готовность обеих сторон преодолевать возникающие трудности. Председатель Комиссии РПЦЗ по диалогу с Московским Патриархатом архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк считает, что для окончательного преодоления разделения Русской Церкви необходимо «взаимное снисхождение».
Мы попросили о. Марка рассказать нам свое видение того, как сегодня развивается диалог между зарубежной ветвью российского православия и Московским Патриархатом.
– Отец Марк, скажите, пожалуйста: какова цель вашего нынешнего визита в Москву?
– Целей было несколько. Прежде всего, и с этого начался наш визит, – мы присутствовали при открытии IX Всемирного Народного Русского Собора, который возглавляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Меня пригласили туда для того, чтобы сделать краткое выступление, и я считаю, что это очень важный шаг на пути воссоединения. Собор посвящен теме единения людей в победе над фашизмом и терроризмом, и где как не здесь обе Церкви должны быть едины?
Второе – встреча с Митрополитом Кириллом, председателем Отдела внешних церковных связей, по текущим вопросам. Вы, наверное, знаете, что на прошлой неделе под Парижем состоялось четвертое совместное заседание встречных комиссий по диалогу между Московским Патриархатом и РПЦЗ. И, наконец, подписание по благословению и в присутствии Святейшего Патриарха соглашения между епархиями Ставропольской и Владикавказской, возглавляемой епископом Феофаном, и епархией Берлинской и Германской Русской Зарубежной Церкви, касающегося помощи и взаимодействия при исцелении ран, нанесенных осетинскому народу терактом в Беслане.
– Расскажите, в чем будет заключаться эта помощь. Может быть, что-то уже сделано?
– Еще в сентябре Германская епархия выделила Беслану медицинское оборудование стоимостью в 250 000 евро. Затем по просьбам врачей Северной Осетии было доставлено специальное техническое оборудование на ту же сумму. Но с самого начала было ясно, что необходимо позаботиться и о духовной стороне вопроса, и о том, чтобы помощь была не разовой, а долгосрочной. Мы пришли к выводу о необходимости создать совместными усилиями травмо-терапевтический центр для детей, родителей и родственников, пострадавших от этого ужасного теракта. Мы сочли целесообразным организовать этот центр при женском Богоявленском монастыре, строительство которого начнется в скором времени. Ведь в монастыре излечат не только тело, но и главное – искалеченные души. В настоящий момент бюджет центра при монастыре обеспечен на три года вперед.
– Это прекрасная совместная акция. Скажите, обсуждали ли вы во время нынешнего визита вопрос соединения двух частей Русской Церкви? В прессе прошла информация о неких проблемах в связи с собственностью в Палестине. Этот вопрос поднимался на вашей встрече с Патриархом?
– Да, естественно, мы говорили о состоянии переговоров в комиссиях. Вопрос о собственности не поднимался, во всяком случае, не так, как это могут себе представлять люди, мало сведущие в церковной жизни. Понимаете, имущество в вопросе воссоединения Церквей не может выходить на первый план, это для нас второстепенная проблема. На первом месте стояла забота о духовном и деятельном сращивании двух частей Русской Церкви, надолго расторгнутых историческими событиями, но единых в своей основе. На этом пути, по нашему ощущению, предстоит еще немало трудов. Но это и неудивительно при столь длительном и глубоком разобщении, которое мы надеемся преодолеть.
– Не могли бы вы рассказать более подробно, о чем вы говорили с Патриархом?
– Само собой разумеется, что конкретные темы такой беседы не принято разглашать без согласия собеседника. Но я хочу подчеркнуть, что наш разговор был совершенно искренним и благожелательным. У нас была возможность изложить все свои заботы, и Святейший Патриарх отнесся к ним с большим пониманием. Он очень искренне выразил и свое видение. Мы очень благодарны за эту встречу. Радостно, что мы теперь имеем возможность такого открытого общения и обмена мнениями, поскольку это твердая основа для дальнейшего созидательного взаимодействия.