Окончательное решение по снижению ставки НДС будет приниматься на заседании правительства. Об этом сообщил глава Минфина РФ Алексей Кудрин в минувшую пятницу после заседания правительственной комиссии по проектировке федерального бюджета. По его словам, комиссия приняла решение оставить ставку НДС в 2006 году на уровне 18%, но решение это не окончательное.
Между тем эксперты говорят, что если бы ставка была снижена до 13%, то в распоряжении предприятий в 2006 году осталось бы около 290 млрд. руб., в 2007-м – 320 млрд. руб., в 2008-м – 360 млрд. руб. Таковы данные Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ).
Реализация данной меры, по словам специалистов института, приведет к дополнительному расширению инвестиций в основной капитал, с учетом привлеченных средств, в 2006–2008 годах на уровне 1,1–1,3 процентного пункта в среднем за год, среднегодовой темп роста промышленного производства увеличится на 0,3–0,5 процентных пункта.
Эффективная ставка НДС в настоящее время составляет 6,5–12,2%, или 35–70% действующей номинальной ставки, отмечается в аналитических материалах ИКСИ. Оценки собираемости НДС, разработанные МЭРТом, составляют не менее 60% (эффективная ставка 10,8%). Минфин традиционно отчитывается о том, что собираемость НДС составляет 90–95%. Следует отметить, что столь высокий показатель не достигается даже в развитых странах. Получен же он из-за искаженной базы измерений, низкого целевого уровня сбора НДС, а не в результате высоких сборов налога, считают эксперты. По их словам, рассчитанная таким образом собираемость не отражает в полной мере масштабы уклонения от уплаты НДС и нелегальный возврат НДС.
В объеме налоговых поступлений, говорят специалисты, не разделяется НДС, связанный с текущим потреблением, и НДС по капвложениям, подлежащий возврату при вводе основных средств в эксплуатацию. В условиях роста инвестиций (в 2003 году – на 12,5%) это ведет к завышению налоговых поступлений, так как не учитывает будущий возврат НДС из бюджета. Оценка налоговой нагрузки по НДС также искажена из-за не учтенной в статистике оптимизации налогов между производственными и торговыми подразделениями холдингов. В наибольшей степени это относится к нефтяной промышленности, где в производственных подразделениях сосредоточены расходы, обеспечивающие наибольший вычет из НДС, а применение нулевой ставки по экспорту – в торговых подразделениях.
Снижение НДС в 2004 году с 20 до 18% привело к повышению собираемости НДС, отмечают эксперты ИКСИ. Исходя из показателей, используемых в международных сопоставлениях собираемости НДС (доля налоговых поступлений в ВВП или в объеме конечного потребления в сравнении с номинальной ставкой НДС), в 2001–2003 годах в России происходило падение собираемости НДС. В условиях роста цен на нефть это могло быть вызвано увеличением сумм возмещаемого экспортерам НДС, а также активным распространением нелегальных схем возврата НДС. Собираемость НДС по итогам 2004 года вышла на уровень 2001-го. Снижение ставки НДС в 2004-м с 20 до 18% положительно отразилось на уровне собираемости налога и позволило компенсировать его двухлетнее снижение. При этом, даже если принять оценки МЭРТа по уровню собираемости НДС в России, он все равно находится на уровне менее 85% среднего в странах Евросоюза, что свидетельствует о недостаточном качестве налогового администрирования.
Дальнейшее снижение ставки НДС с 18 до 13% позволит сохранить неизменной эффективную ставку налога при повышении его собираемости с 60% до 80–85%, подчеркивают эксперты ИКСИ. Этого можно добиться за счет следующих факторов: улучшения качества налогового администрирования; упрощения взимания налога за счет перехода к единой ставке; расширения налоговой базы за счет роста производства и в результате легализации теневого бизнеса; снижения привлекательности налоговых экспортных схем, направленных на получение нелегальных вычетов и применение нулевой ставки НДС.
Совершенно очевидно, что снижение НДС послужит мощным фактором стимулирования развития отраслей, ориентированных на внутренний рынок, в первую очередь отраслей машиностроительного комплекса, утверждают в ИКСИ.
НДС является более значимым налогом в неэкспортных отраслях. Доля НДС в добавленной стоимости в машиностроении составляет 11%, в то время как в нефтедобыче – 7%. В структуре налоговых платежей НДС в машиностроении и нефтедобыче составляет 42 и 16% соответственно от всего объема налогов. Снижение НДС с 18 до 13% уменьшает налоговую нагрузку в машиностроении на 12% по сравнению с уменьшением на 3% в нефтедобыче.
Снижение НДС с 18 до 13% будет иметь выраженный структурный эффект, отмечают эксперты ИКСИ. В результате этой меры в большей степени выиграют неэкспортные отрасли, в которых работают более 70% всех занятых в промышленности (или 95% всех занятых в экономике). Динамика развития именно этих отраслей определит возможности преодоления бедности и усиливающегося социального расслоения. Средства, высвобождаемые в машиностроении при снижении НДС до 13%, эквивалентны 30% объема инвестиций в основные средства или 8% фонда оплаты труда для более чем 4 млн. занятых в отрасли. Фактическое распределение эффектов между инвестициями и оплатой труда зависит от предприятия. Например, равное распределение высвободившихся ресурсов приведет к увеличению капвложений на 15% при одновременном увеличении заработной платы на 3,9% для 4,3 млн. занятых. Рост финансирования капвложений за счет собственных средств, высвободившихся при снижении НДС, также приведет к снижению стоимости кредитов. Процентные платежи при этом уменьшатся, по оценке, на 25–28%.
Мнение специалистов Института комплексных стратегических исследований разделяют и российские предприниматели. Как сообщили в автомобильном холдинге «РусПромАвто», снижение НДС с 18 до 13% позволит только трем предприятиям холдинга – ОАО «ГАЗ», ОАО «Автодизель» и ООО «Ликинский автобус» – высвободить дополнительные ресурсы в размере 1 млрд. 610 млн. руб. ежегодно.
Эти ресурсы могли бы быть использованы на инвестиционные проекты (от 50 до 80%), обновление технического оборудования (от 20 до 30%) и рост заработной платы (около 20%), говорят в «РусПромАвто». Использование ресурсов, полученных от снижения НДС, позволит предприятиям компании усовершенствовать систему проектирования и постановки на производство новых моделей автомобилей, автобусов и специальной техники, а также производство некоторых видов комплектующих. В результате будет освоено производство семейства новых дизельных двигателей, будут улучшены потребительские качества и надежность легких коммерческих автомобилей семейств «Газель», «Соболь» и всей гаммы автобусов, говорят автопроизводители.