Заседание Совета по конкурентоспособности при правительстве 3 марта, посвященное обсуждению сценариев налоговой реформы и, в частности, снижению ставки НДС на 13%, закончилось очередной тактической победой главы кабинета Михаила Фрадкова над Алексеем Кудриным и Германом Грефом. Активно сопротивляясь снижению НДС, министры экономического блока накануне пугали общественность возможными потерями доходов бюджета. Но по итогам заседания премьер, заручившийся поддержкой бизнеса, подтвердил свое желание снизить НДС, а механизмы компенсации выпадающих бюджетных доходов предложил поискать в рамках работы межведомственной комиссии по формированию федерального бюджета, которую он теперь возглавляет лично.
Михаил Фрадков еще раз подтвердил, что целью налоговой политики правительства является экономический рост. «Убежден, что стимулирующий эффект налоговой политики и ее влияние на структурные преобразования не исчерпаны», – сказал премьер-министр. Налоги являются не только инструментом сбора доходов в бюджет, но и должны быть инструментом реализации экономической политики, убежден глава кабинета министров. Если раньше, принимая решения в сфере налогообложения, правительство было ограничено необходимостью достижения финансовой стабилизации, то «теперь пора по-новому взглянуть на налоги и оценить их влияние на рост экономики».
Ключевой вопрос обсуждаемой сегодня налоговой реформы – снижение ставки налога на добавленную стоимость. По оценке замглавы аппарата правительства Михаила Копейкина, снижение НДС до 13% увеличит объем ВВП на 0,5%. По прогнозам ряда экспертов, в результате этого доходная часть бюджета может уменьшиться на 300 млрд. руб. Однако Копейкин убежден, что, если навести порядок в сборе и одновременно снизить ставку НДС, бюджет не только не пострадает, но окажется в плюсе. «Наши оппоненты считают, что бюджет лишится больших денег, однако простое улучшение администрирования этого налога даст дополнительные доходы в 100–150 миллиардов рублей», – сказал замруководителя аппарата правительства. Сегодня государство собирает всего половину налога на добавленную стоимость, примерно 400 млрд. руб. находятся в так называемой «серой зоне».
При этом Михаил Фрадков подчеркнул, что для повышения собираемости налогов правительство не собирается применять репрессивные меры. Он отметил, что речь идет о необходимости обеспечить улучшение собираемости налогов путем снижения НДС и улучшения его администрирования.
«Налоговое администрирование идет впереди – этот вопрос обсуждался у президента, – заявил премьер-министр. – Меры по ускоренному возврату НДС и по амортизации расходов на инновации тоже можно считать принятыми. Но и вопрос о ставке я бы не снимал, все-таки у меня остается непреодолимое желание снизить НДС».
Подводя итоги заседания, глава кабинета заявил, что в ходе заседания межведомственной бюджетной комиссии по формированию трехлетнего бюджета РФ, которое состоится 5 марта, будут рассмотрены возможные источники компенсации выпадающих доходов бюджета при снижении налогового бремени.
По-видимому, главным резервом в этом отношении можно считать увеличение собираемости НДС. «У нас с налогами происходят удивительные вещи, – говорит генеральный директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей Белоусов. – Если посмотреть данные Госкомстата, сколько у нас в экономике производится добавленной стоимости, и попытаться вычислить, сколько у нас должно собираться налога с добавленной стоимости, то получится, что реальная собираемость НДС – 50%. А Министерство финансов уверено, что НДС и другие налоги оно собирает более чем на 90%. Заниматься увеличением собираемости налогов, совершенствовать налоговое администрирование, не скатываясь в полицейщину, – это очень сложная проблема. Но возможности, которые здесь открываются, колоссальные».
«Ситуация совершенно ненормальна и неправильна, – считает управляющий директор московского представительства AIG Brunswick Capital Management Иван Родионов. – В ходе борьбы за макроэкономическую стабилизацию Минфин превратился в большую бухгалтерию, которая только собирает и распределяет деньги, сливая излишки в Стабфонд. А вот это – совершенно неверная роль для данного ведомства. Его задача – делать страну богаче, а не только собирать и делить, и вот тут – кудринский Минфин явно ничего не сделал, да, как мне кажется, и не хочет делать».
«Премьер, придя год назад, сразу же поставил перед экономическим блоком задачу – помогите росту российской экономики, – а вот отклика он никакого не получил, – говорит Родионов. – Получилось, что у нас в правительстве рост никому, кроме премьера, не нужен. Вспомним все препирательства на заседаниях правительства, просьбы премьера предложить набор мер, который бы позволил России воспользоваться сложившейся благоприятной конъюнктурой на мировом рынке и продвинуться на пути решения задач, поставленных президентом. И ответы – нет, не получится, все равно ничего не выйдет, не будет роста. В таком настроении, пожалуй, лучше и не работать. Стратегии, которых премьер потребовал от министров, до сих пор в полусыром состоянии – целевых программ роста, в которые они должны были вырасти, – тоже не видно. Даже предложение о снижении налогов пришло от премьера, что само по себе выглядит ненормальным. Конечно, «не царское это дело» – предлагать снижать налоги, но как быть, если те, кто должен бороться за рост, этого делать не хотят, не могут и не собираются?»