В конце февраля в парламенте Грузии начались дискуссии по поводу российского военного присутствия в стране. Спикер Нино Бурджанадзе заявила, что российские базы в Грузии могут оказаться вне закона. Известно также мнение на этот счет грузинских депутатов – базы должны быть выведены в минимальные сроки.
Методы давления не новы, грузинские власти уже использовали их несколько лет назад: под предлогом неуплаты коммунальных налогов российским базам отключали свет и воду. Задолженности есть и сейчас, и формальный повод для обесточивания и обезвоживания у властей имеется.
Еще одно серьезное препятствие, которое может использовать грузинская сторона, – непредоставление въездных виз военнослужащим, направляющимся в Грузию для прохождения службы. Это тоже не ново. Межу тем, как сказал «НВО» источник в Группе российских войск в Закавказье (ГРВЗ), и Ахалкалакская, и Батумская базы вот уже несколько лет не укомплектованы, и для их нормального функционирования необходимо большее количество военнослужащих, чем есть сейчас.
Президент Грузии Михаил Саакашвили до резких высказываний не ниспускается. Более того, в этой неразрешимой ситуации реанимировал идею создания совместного российско-грузинского антитеррористического центра.
Позицию Москвы сформулировал министр обороны России Сергей Иванов, который заявил, что создание антитеррористического центра никоим образом не должно быть связано с ликвидацией военных баз. «Это для нас неприемлемо – базы мы не выведем, пока не создадим две новые на нашей территории», – заявил министр.
Независимый эксперт, бывший председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Батиашвили уверен, что российско-грузинское сотрудничество в борьбе с терроризмом давно нуждается в интенсификации. «Бесланский ужас доказал это в очередной раз. Наши правительства наконец должны от декларативности сесть за стол и конкретно расписать, чем будет заниматься этот центр атитеррора, – это должен быть углубленный анализ, обмен информацией, создание каких-то совместных подразделений», – заявил Ираклий Батиашвили «НВО».
По мнению ряда наблюдателей, в Москве с созданием совместного антитеррористического центра не спешат по той простой причине, что отчетливо осознают следующее: присутствие в его названии «российско-грузинский» будет чисто номинальным. И Ахалкалакская, и Батумская базы очень быстро перестанут быть только российскими. «Грузины тут же впустят туда американцев и вообще кого угодно, лишь бы поскорее выдавить российских военных», – сказал «НВО» один из экспертов.
Таким образом, очевидно, что, призывая Москву форсировать создание антитеррористического центра на базе двух российских баз, Тбилиси преследует одну цель: любым способом выдворить их за пределы страны. С другой стороны, идет обработка шантажом: объявим вне закона, отключим свет, воду... При этом почему-то забывается, что энергоснабжение – и далеко не только военных баз – осуществляется из России.
Тбилиси