0
792
Газета Идеи и люди Интернет-версия

03.03.2005 00:00:00

Пассажиров будет перевозить новая «дочка» РЖД

Тэги: ржд, жд, конкуренция, реформа


Железнодорожники ждут не дождутся рождения «дочки». Очередной этап реформы железной дороги будет состоять из образования Федеральной пассажирской компании (ФПК). Вчера на заседании совета директоров АО «Российские железные дороги» (РЖД) подробно обсуждалась ее концепция.

Правительство с ней знакомили еще в мае прошлого года. Также год назад вице-президент РЖД Сергей Козырев рассказывал о структуре будущего перевозчика: 60 дорожных и региональных дирекций по всей стране, 51 вагонное депо, более 300 вокзалов, 26 тысяч вагонов и всего хозяйства, которое используется сегодня для обслуживания пассажиров, должны отойти новой компании. ФПК организационно будет функционировать в форме акционерного общества. А затраты на реорганизацию монополиста приведут, как видит президент РЖД Геннадий Фадеев, к росту себестоимости самих перевозок примерно на 7%. Но в реальности эта цифра по итогам 2004 г. составила около 8,5%. Эффект от этих действий полностью перекроет все проблемные убытки. Тем не менее глава российских железнодорожников свято пообещал, что тарифов это особенно не коснется.

«Вряд ли реформирование РЖД будет проводиться с ущербом для пассажиров, чтобы не вызвать их недовольство, – комментирует аналитик ИГ «Финмаркет» Андрей Лусников. – Я думаю, вопрос социальной ответственности после тех вспышек недовольств, которые наблюдались в январе, стоит очень остро, и правительство будет за этим тщательно следить». Между тем железнодорожники неизменно жалуются на убытки.

«Железнодорожникам трудно было решиться на создание федеральной пассажирской компании, – комментирует директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – И вначале они действительно планировали создавать ее как дочернюю компанию ОАО РЖД. Теперь же предлагается сделать ее самостоятельной. И РЖД готова пойти даже и на это. Причина в десятках млрд. рублей убытков от пассажирских перевозок. Увеличивать тарифы втройне опасно, а расходов они не покрывают. Государство же, когда поддерживало это предложение в прошлом году, толком не осознавало, что если создает самостоятельная компания, о то все убытки, которые раньше покрывались за счет тарифов на грузовые перевозки, придется брать на себя федеральному бюджету. И это оказалось, как ни странно, неприятным сюрпризом. Оказалось, чудес не бывает – ведь РЖД не станет покрывать убытки не принадлежащей ей компании. Выход один: только в случае если бюджет действительно возьмет на себе эту компанию, то компания будет создана, а если нет, то и компании не будет».

И действительно, Геннадий Фадеев вновь обещает сохранить тарифы, в том числе и транзитные, на текущем уровне: «Пока нецелесообразно проводить унификацию тарифов на перевозки в экспортном направлении и внутренние перевозки». Он убежден, что без «четкой государственной поддержки» убытков все равно не избежать, учитывая, что РЖД ежегодно перевозят свыше 1 млрд. человек – 33% общего объема пассажирских перевозок в России.

То есть создание структуры «адресной» направленности на потребителя, на взгляд руководителей РЖД и Министерства транспорта, принесет только пользу инфраструктуре. Предполагается, что параллельно будет вестись работа по созданию частных пассажирских компаний. Однако в этом вопросе приемлемого для всех сторон решения пока нет. Так, заместитель министра транспорта Александр Мишарин в своих публичных выступлениях не раз заявлял о пользе частно-государственного партнерства. Он видит реформирование РЖД в образовании 53 частно-государственных компаний под единым управлением ФПК. Такими первенцами в прошлом году стали пригородные железнодорожные компании в Омской, Новосибирской, Кемеровской областях. Благодаря их эффективности планируется избавиться от перекрестного субсидирования. Кроме того, широко пропагандируется получение прибыли «дополнительных видов деятельности». По мысли Геннадия Фадеева, должна быть ориентация на активную внутреннюю конкуренцию. Она должна улучшить обслуживание на железной дороге и поднять уровень сервиса до заоблачных высот.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
518
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
290
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
550
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
350

Другие новости