Концепция проекта федерального закона «Об особых экономических зонах (или ОЭЗ) в Российской Федерации» ставит перед собой самые благие цели. Согласно документу, процесс создания ОЭЗ призван самым благоприятным образом повлиять на развитие российской экономики: улучшить деловой климат, сформировать прозрачные и стабильные правила осуществления экономической деятельности, стимулировать развитие предпринимательской инициативы и т.д. Действительно, мировая практика показывает, что наличие ОЭЗ увеличивает экспорт товаров и услуг в среднем до 20%. Но хотели как лучше, а получилось как всегда.
Оказалось, что представляемый на рассмотрение правительства проект закона «Об особых экономических зонах», подготовленный Германом Грефом, служит уже совсем другим целям. Что же касается основного своего предназначения, то здесь эксперты сходятся во мнениях – закон оказался мертворожденным. В проекте, имеющемся в распоряжении редакции, в пункте 5 статьи 5 «Создание и прекращение особых экономических зон» говорится: «ОЭЗ создается на 20 лет. Срок существования ОЭЗ продлению не подлежит». Это значит не что иное, что ОЭЗ уже на этапе рождения не имеют будущего. Им отвели свой, не самый длинный срок. Далее, статья 3, регламентирующая типы ОЭЗ, отводит под промышленно-производственные зоны территорию площади не более 10 кв. км, а под технико-внедренческие (этот тип зон предполагает реализацию проектов, связанных с разработкой высокоинтеллектуальных продуктов) – не более 2 кв. км. Это можно было бы легко объяснить в государствах-малютках или где-нибудь в Гонконге–Тайване. Но в России с ее масштабами попытка запереть инноваторов-предпринимателей в резервации 2х2 смахивает на вредительство. Представьте, если бы в советское время под академгородки типа Новосибирского отводили бы аналогичные клетушки? И как в том анекдоте – можете ни в чем себе не отказывать.
Наконец, пункт 2 статьи 4, определяющей условия создания ОЭЗ, констатирует, что вся собственность на ее территории должна быть в государственном владении. «На момент создания промышленно-производственной ОЭЗ на земельных участках, образующих территорию ОЭЗ, могут быть расположены только объекты государственной и/или муниципальной собственности, не находящиеся во владении и/или пользовании граждан и юридических лиц». В технико-внедренческих ОЭЗ разрешается присутствие образовательных и/или научно-исследовательских организаций.
Посудите сами, какой здравомыслящий инвестор будет вкладывать средства в объекты по предложенным Минэкономразвития правилам игры?
Последующие разделы документа дают ответы на этот вопрос. Закон передает управление особых экономических зон в ведение «уполномоченного федерального министерства». Под таковым авторы, судя по всему, понимают Минэкономразвития (МЭРТ – и головной разработчик проекта закона, и ведет создание новых ОЭЗ, да и по статусу соответствует). В таком случае легко объяснить и все остальное. Согласно статье 6 проекта закона «Органы управления особыми экономическими зонами», это федеральное ведомство наделяется исключительным правом назначать руководителей органа, который будет обладать всей полнотой власти в ОЭЗ, – «Территориального органа» (привет губернаторам!).
Минэкономразвития будет регистрировать резидентов ОЭЗ, осуществлять проверку их деятельности, а главное, выходить с ходатайством в суд об отмене статуса участника ОЭЗ в случае выявления каких-либо нарушений. Иными словами, если хочешь работать в «льготной» зоне, заручись поддержкой чиновников Грефа.
Что особенно важно – предлагаемый закон носит тотальный характер. Сейчас создаются ОЭЗ по разработке современных информационных технологий и ими управляет Минэкономразвития, для которого данная сфера деятельности не является профильной. Если завтра будут создаваться ОЭЗ для разработки новых лекарственных препаратов или ОЭЗ для развития лесного хозяйства – то в соответствии с предлагаемым законом ими также будет руководить Минэкономразвития, которое не очень знакомо со спецификой этих процессов. Но это Минэкономразвития и не нужно. Предлагаемый законопроект не предполагает никакой ответственности федерального ведомства за эффективность работы ОЭЗ. То есть максимум контрольных функций при минимуме ответственности. Не надо объяснять, какие возможности открываются перед чиновниками, обладающими правом создавать особые экономические зоны.
Итак, все становится понятным. Похоже, ведомство Грефа создает обычную кормушку сроком на 20 лет. (Такой срок себе отводят чиновники!) Конечно, никакие инвестиции привлекать для этих целей им не нужно. Схема проста как мир. Запускай «свои» компании в ОЭЗ и собирай барыши. А предлагаемый законопроект практически не ограничивает их в этом праве и при этом освобождает их от наказания за последствия принятых решений.
Закон об ОЭЗ Герман Греф пытался пробить уже несколько лет, хотя особые экономические зоны в России прекрасно существовали и без всякого закона. Судя по всему, ему очень не нравилась ситуация, когда управление особых экономических зон находилось в ведении региональных администраций. Сейчас же после принятия закона Греф сможет наконец обеспечить себе монопольное право на предоставление налоговых и таможенных преференций. Ну а результат очевиден – по экономике страны будет нанесен очередной и ощутимый удар.