Столичные власти на днях отрапортовали о мерах по защите предприятий и учреждений города от недружественных поглощений. Начальник одного из управлений правительства Москвы на пресс-конференции приводил статистику, объяснял методы поглотителей и давал бесплатные советы по поводу того, как застраховаться от неприятностей. В частности, ответственный чиновник убеждал руководителей предприятий не хранить корпоративные документы на «рабочих столах». Их лучше вообще держать подальше от чужих глаз, поскольку именно эти бумаги представляют первостепенный интерес для претендентов на собственность, обычно появляющихся на предприятии нежданно-негаданно. Кроме того, чиновник заявил, что одним из эффективных способов защиты от недружественного поглощения является вывод активов предприятия в другие фирмы, находящиеся в дружественных отношениях с менеджментом и собственниками. «Есть организация, которая осуществляет деятельность, а активы находятся в другой или в нескольких структурах», – пояснил он. При этом выступивший на пресс-конференции столичный руководитель успокоил общественность, заявив, что это вполне законный инструмент, широко используемый в корпоративной практике.
Собственно, последнее замечание как нельзя к месту, поскольку термин «вывод активов» с момента его появления несколько лет назад продолжает нести негативный смысл. Впервые он стал у всех на слуху после того, как была проведена приватизация и появился многочисленный класс собственников. Некоторые из них не могли эффективно распоряжаться полученным добром, что дало повод другим задуматься – почему бы не попытаться сделать это самим. И с середины 90-х вывод активов широко используется в качестве механизма передела собственности.
Часто вывод активов применяется и самими нерадивыми собственниками, которые, набрав кредиты, не хотят по ним платить и пытаются спрятать свое имущество от банков. Поэтому в устах высокопоставленного московского чиновника упоминание об этом механизме в позитивном контексте прозвучало не только необычно, но и опрометчиво. Дело в том, что подобные советы могут оказать медвежью услугу самому предприятию. Ведь что в итоге может получиться? Перевод активов на новое юридическое лицо способен изменить имидж стабильно работающего предприятия. Вывод даже части имущества, а им, как правило, являются машины, оборудование, объекты недвижимости, может нарушить целостность субъекта административно-хозяйственной деятельности. Тем самым меняется структура его баланса, являющегося основополагающей характеристикой предприятия. То есть после дробления собственности предприятию будет гораздо сложнее получать кредиты и займы, выстраивать отношения с поставщиками и смежниками. И уж тем более при таком развитии событий не может идти и речи о привлечении инвесторов. Ведь чем запутаннее форма собственности, тем ниже инвестиционная привлекательность предприятия. А без внешних инвестиций компаниям невозможно развиваться. Таким образом, московские чиновники, не отдавая себе в том отчета, дают советы, отнюдь не способствующие реализации экономической стратегии президента по удвоению ВВП.
По всей видимости, тем самым они расписываются в своем бессилии. Чиновники не способны регулировать ситуацию более эффективными правовыми мерами. Справедливости ради надо отметить, что в настоящее время предпринимаются попытки на законодательном уровне поменять правила игры – вносятся соответствующие поправки в Гражданский кодекс, закон об акционерных обществах, затрудняющие проведение недружественных поглощений. Можно сказать, что законодатели на полпути к успеху. Однако их принятие и реализация новых поправок потребует времени, в течение которого собственникам самим предстоит решать, как выстраивать корпоративную защиту.