0
663
Газета Идеи и люди Интернет-версия

10.02.2005 00:00:00

Последствия январского кризиса

Тэги: вциом, опрос, правительство


Проведенный на исходе января традиционный опрос ВЦИОМа показал, что продолжает ухудшаться отношение жителей России к правительству, отвечающему за проведение программы социальных реформ: его деятельность отрицательно оценивается 54% респондентов против 28% одобряющих. А это значит, что идея вотума недоверия кабинету М.Фрадкова имеет широкую общественную поддержку.

В то же время страна по-прежнему рассматривает фигуру президента В.Путина как залог стабильности: уровень одобрения его деятельности составляет 66%, что в 2–2,5 раза выше, чем у других государственных институтов. Не говоря уже о том, что в рейтинге доверия политикам президент по-прежнему пребывает в абсолютном отрыве: 50% В.Путина против 17% находящегося на втором месте С.Шойгу. Но если в верхней части двадцатки лидеров общественного доверия распределение мест остается неизменным, то в ее нижней части случилось что-то вроде сенсации: в компании с бывшими премьерами М.Касьяновым и Е.Примаковым обосновался политик нового поколения Г.Семигин. Хотя его рейтинг сравнительно невысок (2%), факт появления Семигина рядом с грандами отечественной политики заслуживает внимания. Особенно если иметь в виду, что, войдя в двадцатку лидеров общественного доверия, Семигин в то же время не оказался в топ-двадцатке лидеров недоверия. А то ведь отрицательный рейтинг, скажем, В.Жириновского и Г.Зюганова более чем в два раза выше их положительного рейтинга. Проще говоря, лидерам ЛДПР и КПРФ не доверяют гораздо больше людей, чем доверяют, что ставит под сомнение их политическую перспективу.

Так что не стоит удивляться минимальным цифрам президентского рейтинга ведущих российских партийных политиков, который колеблется в диапазоне 1–6%, отличаясь от рейтинга Путина (49%). В то же время это значит, что список будущих участников президентской гонки-2008 остается открытым и, глядя с позиции сегодняшнего дня, нельзя исключить появления в нем новых фигур.

Особенно если эти фигуры будут иметь за своей спиной разветвленную партийную инфраструктуру. В этом смысле опрос ВЦИОМа демонстрирует возможность в России успешного партийного строительства. Помимо старожилов партийного рейтинга – «Единой России», КПРФ и «Родины» – в нем обращает на себя внимание появление молодой коалиции «Патриоты России», возглавляемой упоминавшимся Семигиным. Рейтинг этого альянса – 4% – уже сейчас сопоставим с рейтингами «Родины» (7%) и КПРФ (10%), причем эта коалиция демонстрирует самую энергичную динамику роста политического авторитета из всех партий, не представленных в Госдуме. Тем самым для «Патриотов России» уже сейчас открывается возможность преодоления 7-процентного барьера и прохождения в следующую Думу, а при сохранении позитивной динамики – получения более внушительного результата.

Это тем более впечатляет, что речь идет об очень молодом политическом объединении, оказавшемся, однако, гораздо более успешным в ситуации социального кризиса, чем такие ветераны отечественной политики, как «Яблоко», СПС, Аграрная партия России.

Еще один немаловажный урок, преподнесенный «Патриотами России», состоит в том, что в России возможны успешные и эффективные политические союзы. Если «Яблоко» и СПС боятся объединяться из-за возможной потери электората, то соединение Партии пенсионеров, Народной партии, ВКПБ и др. (коалиция объединяет 9 партий и более 30 общественных организаций, – «НГ») в рамках общего политического проекта оказалось успешным, дало кумулятивный эффект.

Но этот успех одновременно высветил принципиальный для всей левой оппозиции вопрос о возможности ее объединения. Если опыт «Патриотов России» оказался положительным, то почему бы не повторить его в более широких масштабах, создав единый левопатриотический «фронт»? В ответе на этот резонный вопрос среди респондентов ВЦИОМа преобладало скептическое отношение: 46% сомневающихся против 23% верящих в возможность подобного объединения.

Как выяснилось на фокус-группах, главным источником подобного скепсиса служит отсутствие общепризнанного лидера на левом фланге российской политики. Судя по размерам «антирейтинга» Зюганова (25%, в чем он лишь немного уступает «общенациональному аллергену» Чубайсу), в «старой гвардии» люди бесповоротно разочаровались, в то время как «новая» пока не успела себя проявить. Поэтому и возникают массовые упования на то, что «на волне протеста появится новый лидер».

Если подытожить, то наиболее интересные и значительные подвижки в массовом сознании относятся к восприятию оппозиционного лагеря российской политики, где, по мнению отечественного общества, начинается смена главных действующих лиц. Хотя лишь время покажет, насколько эта тенденция окажется масштабной и устойчивой, достаточно очевидно, что с нею связаны немалые общественные надежды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1648
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1027
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
745
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1018

Другие новости