Планы России по вступлению во Всемирную торговую организацию откладываются уже несколько лет, и никто не решается делать форсированные заявления по этому поводу, несмотря на успехи переговорного процесса. Однако 2005 год, по мнению части российских экономистов, имеет все шансы стать годом вступления России в ВТО.
Изменения в российском законодательстве, необходимые для перехода страны из разряда наблюдателей при ВТО в разряд полноправных членов, депутаты Госдумы обсуждали на расширенном заседании комитета по экономической политике и предпринимательству с участием представителей Минэкономразвития, Торгово-промышленной палаты РФ, Федеральной таможенной службы, Российского союза промышленников и предпринимателей. Таким образом, в диалоге участвовали все общественные силы, заинтересованные во вступлении в ВТО. Сегодня этот шаг для России из абстрактного факта признания нас страной «экономически цивилизованной» становится насущной потребностью – экономический рост требует выхода на экспортные рынки.
– Очевидно, что количество торговых партнеров с момента вступления нашей страны в ВТО будет расширяться, – считает депутат Госдумы РФ от Самарской области Виктор Казаков. – Однако первоочередная задача – укрепление отношений с уже сложившимися партнерами. Не надо думать, что это произойдет само собой – необходимы объединенные действия федеральных и региональных властей по созданию благоприятных условий для развития отечественной промышленности. Сегодня основные усилия должны предприниматься в этом направлении одновременно со снижением таможенных барьеров.
Между тем именно таможня является сегодня основным «камнем преткновения» между Россией и странами – участницами ВТО. В данный момент в парламенте идет активная работа над законопроектом «О внесении изменений в Закон «О таможенном тарифе Российской Федерации» (уже принятым в первом чтении), благодаря которому Россия должна получить новые экономические рычаги влияния на международном уровне. Главная проблема, с которой приходится чаще всего сталкиваться разработчикам новой редакции закона, – отсутствие четких формулировок и определений, что зачастую дает полное право таможенным чиновникам трактовать закон в свою пользу.
Учитывая все перечисленные факторы, недовольство представителей ВТО действующими на нашей территории таможенными правилами легко объяснимо. Иностранцы добиваются снижения импортных пошлин для того, чтобы более широко выйти на внутренний рынок России; между тем российское законодательство не соответствует мировым торговым стандартам – в первую очередь в вопросах таможенной стоимости грузов и функционирования пунктов таможенного досмотра. В настоящее время фиксируется большое количество жалоб импортеров, а также случаев, когда принятые решения должностных лиц таможенных органов обжалуются в судах, причем в большинстве случаев суд встает на сторону истцов.
– Уступки, которых требуют от России страны – участницы ВТО, в основном касаются снижения импортных пошлин, – отмечает депутат Казаков. – Для Японии – на легковые автомобили, для европейских стран – на оборудование и комплектующие. В этом случае японские автомобили составят очень серьезную конкуренцию отечественным. Переговорный процесс движется медленно, российские дипломаты намерены добиваться более приемлемых условий; в этом смысле выгода вступления во Всемирную торговую организацию – вопрос дипломатии. Не зря попытки достичь компромисса продолжаются с 1999 года.
Такая скрупулезная работа Минэкономразвития объяснима и оправданна – во-первых, единожды снизив ставки, мы теряем право повышать импортные пошлины для стран – участниц ВТО. Это очевидные убытки, совокупный объем которых не может быть больше тех экономических выгод, которые Россия планирует получить от членства в ВТО, – это касается и западных инвестиций, притока которых можно ожидать после вступления в эту организацию. В сложившейся ситуации оптимальным вариантом может стать равномерное, не очень значительное в течение всего переходного периода снижение импортных тарифов при одновременном совершенствовании экспортной политики.