Создание в России кредитных бюро (то есть бюро кредитных историй) жизненно необходимо для повышения транспарентности экономики, увеличения притока новых инвестиций, снижения рисков банковских операций, повышения стабильности банковской системы и снижения стоимости банковских продуктов. Появление этого института позволит добиться роста объемов банковского кредитования.
Похоже, ситуация сдвинулась с мертвой точки. Принят Федеральным собранием, подписан президентом и вступил в силу закон о кредитных историях. Ассоциация российских банков объявила о создании совместно с компанией TransUnion ОАО «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ), а англо-американская компания Experian совместно с группой «Интерфакс» – о начале реализации собственного проекта кредитного бюро.
Сегодня рынок кредитования населения (именно для него прежде всего создаются кредитные бюро) является наиболее динамично развивающимся сегментом рынка банковских услуг, где существует особо острая банковская конкуренция. Причем прежде всего конкурентная борьба проявляется между российскими банками и дочерними структурами иностранных кредитных организаций, которые, обладая большими кредитными ресурсами и совершенными банковскими технологиями, в последние годы успешно теснят российские банки. Потому перспективы успеха проекта компании Experian пока достаточно туманны. Российские банки вряд ли захотят предоставлять информацию в кредитные бюро с иностранными владельцами, так как именно иностранцы являются их основными конкурентами.
Иначе дело обстоит с проектом АРБ, где итоговыми владельцами баз кредитных историй становятся российские банки, которые, как планируется, в первую очередь начнут предоставлять информацию о собственных заемщиках. Такое решение проблемы доверия имеет один важный недостаток, а именно то, что перечень акционеров кредитного бюро ограничен, что в итоге приведет к формированию ограниченного «клуба» банков, связанных между собой особыми доверительными отношениями, тогда как большинство российских кредитных организаций останется за бортом, особенно если учесть катастрофически низкий уровень доверия между представителями банковской системы.
Группа из 15 банков, заявивших о намерении вступить в состав учредителей НБКИ, весьма специфична. Так, большинство из них активно работают на рынке кредитования населения (11 из 15 банков входят в число 50 банков-лидеров кредитования населения, занимавших 80% общего рынка на 1 сентября 2004 г.). Вместе с тем ни один из этих 15 банков не входит в группу безусловных лидеров – совокупный объем выданных ими ссуд населению составлял на начало года 4%. При этом поражают темпы роста объемов кредитования населения этими банками за первые 8 месяцев 2004 г., превосходящие в 1,5–2,5 раза аналогичные показатели по банковской системе в целом.
Таким образом, среди учредителей НБКИ преобладают банки, занимающие средние позиции на рынке кредитования населения, но демонстрирующие высокие темпы роста бизнеса. Похоже, что эти банки доросли до определенного уровня развития (4% рынка) и столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны более крупных и удачливых коллег по бизнесу. Для этих банков кредитное бюро – дополнительное орудие в конкурентной борьбе, шанс перейти из группы развивающихся банков в когорту лидеров. Именно поэтому банки-лидеры кредитования населения не заинтересованы во вступлении в бюро кредитных историй, что только упрочило бы позиции их конкурентов без ощутимого выигрыша для их собственного, и без того успешного бизнеса.
Важным технологическим нюансом заинтересованности банков в существовании кредитных бюро является необходимость доступа к обширным базам данных кредитных историй для настройки скоринговых методик потребительского кредитования – необходимого инструмента для успешного ведения бизнеса. Крупнейшие игроки данного рынка уже сегодня обладают нужной информацией, а малые банки надеются ее получить из создаваемых кредитных бюро, и именно эти кредитные организации первыми встали в очередь на участие в соответствующем проекте АРБ.
Другим заинтересованным лицом в создании кредитных бюро является банковский регулятор – Центробанк, заинтересованный в устойчивом функционировании банковской системы, а значит, и в снижении банковских рисков. Вместе с тем в законе о кредитных бюро ЦБ оказался не задействованным в формировании данных институтов. Кредитные бюро будут создаваться как коммерческие акционерные общества, цель деятельности которых – получение прибыли, что вполне может входить в противоречие с исходными благими целями создания бюро кредитных историй. Хотя Центральный банк мог бы стать наиболее приемлемым для большинства российских банков организатором кредитного бюро, так как он находится вне банковской конкуренции. С другой стороны, у ЦБ есть дополнительные рычаги воздействия, стимулирующие коммерческие банки предоставлять информацию в кредитные бюро. Так, на нормативном уровне может быть закреплено, что ссуды, выдаваемые лицам без кредитных историй, являются высокорисковыми, а значит, требуют создания дополнительных резервов, что снижает капитал банков, в чем последние не заинтересованы. Разумеется, такой механизм оправдан только при условии формирования базы данных кредитных историй под крышей Банка России.
Конкуренция – главный побудительный мотив и тормоз развития кредитных бюро в России. Кредитные бюро будут формироваться банками, которые в этом жизненно заинтересованы, тогда как, похоже, при нынешней расстановке сил большинство российских кредитных организаций к данной идее относятся без энтузиазма, и в ближайшее время ситуация в корне не изменится. Кредитные бюро в России заработают только после того, как спадет существующий накал конкурентной борьбы, связанный с захватом и переделом сфер влияния на рынке кредитования населения.